2010 Лобнор. Дневник Павла Лузана

Здесь размещен дневник Паши Лузана, который он вел во время экспедиции на Лобнор в 2010 году. Карты и описание экспедиции в разделе Хроники.

27.02.2010
Прилетели в Урумчи и поселились в гостинице на ж/д вокзале.

28.02.2010
Вызвонили и встретились с русскоговорящим казахом Али у нас в номере. Днем с помощью Али и его жены закупали еду, искали машину. Ужинали с Али в мажорном клубе «Алмалы».

01.03.2010
Дозакупили все необходимое. Наняли джип в прокатной конторе, погрузились в него. Заехали в супермаркет – скупили всю воду (более 250 литров). Засунули ее в джип не без труда. Доехали до Турфана. Ужин после захода солнца на свежем воздухе. Мы ели почки, водитель ел копыта. Ночь в шикарном отеле «Турфан» задешево.

Ужин на свежем воздухе. На крышу нашего джипа хитрым пазлом уложены 4 велосипеда.

02.03.2010
Выехали в 8-00 по Пекину. Проехали Люкчюн и Дыгар. В Люкчюне позавтракали. Доехали до «Города Троллей» — он законсервирован, людей почти нет, механизмы стоят. Перед «Городом Троллей»1 нашего водителя напугал водитель встречного грузовика – сказал, что дальше дороги нет. Мы настаиваем, что есть. Водитель то и дело пытается закончить заброску. Навстречу проехало 2 джипа. За 10км до предполагаемой точки выгрузки потратили час, чтобы уговорить водителя ехать дальше. Потребовалась телефонная поддержка Али. Уговорили. Доехали до холмов. Разгрузили джип, все вещи перетащили в холмы – нас ниоткуда не видно. Поставили там лагерь. В сумерках на север прошел грузовик. Ночью на юге светился огонек.


1 «Город Троллей» — огромный рудник, на котором мы впервые побывали в 2009 году. Дома для рабочих там сложены из огромных грубо обработанных каменных блоков, а окнами служат щели между блоками.

Первый лагерь в пустыне

03.03.2010
Собираем «пчолки» (так мы называли модифицированные нами прицепы Саранского завода боеприпасов «Пчёлка-2»). Разведываем дорогу на юг. Придумываем алгоритм перевозки воды на пчолках. Ночью два Саши едут разведать, что за огонек светится на юге. Километров через 8 по дороге они упираются в некий объект, где их облаивают собаки. Разворачиваются обратно. До этого объекта найдено 2 отвилка от дороги на восток, по одному пройдено несколько километров. Испробованы краги (утепленные варежки, которые одеваются на руку и на руль велосипеда. Для холодной и ветреной погоды). Нужно расширять горловину, в остальном функциональность отличная.

Обкатка «пчолок»

04.03.2010

Перед стартом. Мы и пчолки в полной боевой готовности. Пчолки нагружены преимущественно льдом в бутылках.

Проснулись в 11-00, собрали лагерь и вышли в 15-00. Через солончак дотащились до дороги. Стартовый вес велосипеда с прицепом и грузом – около 100 кг на человека. Но конструкция способна ехать по дороге! Не доезжая 2-3 км до собак сделали разведку. Обойти объект с собаками очень трудно, решили проезжать насквозь. В 18-30 приехали на объект – вырытые в лессе помещения (землянка-бункер), бочки с солярой, старый трактор, 2 китайца в камуфляже. Китайцы позвали к себе, кормить не захотели. Сказали, что дороги на Лобнор2 нет. Затем позвонили (видимо, на «последний рудник 2009»3) и сказали, что дорога на Лобнор есть оттуда. Мы ее в прошлом году не нашли. Мы переночевали у китайцев в землянке на полу.


2 Лобнор – огромное высохшее мелководное озеро, собиравшее в себя весь сток рек, текущих с Тянь-Шаня, Памира и Кунь-Луня в пустыню Такламакан. Целью настоящей экспедиции было пересечение ложа Лобнора и, по возможности, разведка предполагаемого поселения на его северо-западном берегу.
3 В нашей экспедиции 2009 года мы последовательно пытались подобраться к ложу Лобнора с запада, севера и востока. «Последний рудник 2009» — самая дальняя точка, до которой нам удалось добраться с севера. Основной маршрут экспедиции 2009 года – с запада – оказался для нас непроходим из-за недостатка воды. Источники, разведанные по картам и спутниковым снимкам, в действительности перестали отдавать воду примерно в 2002 году, после постройки китайцами мощных ирригационных сооружений в районе Корлы.

Землянка китайцев

05.03.2010
Выехали от китайцев по дороге и через полчаса доехали до ее южной точки. Дальше дорога поворачивает на северо-запад к «последнему руднику 2009». Ушли парами в долгую разведку – поиск дороги на юг. Нашли ее, выехали на нее по целине, и к закату проехали по ней несколько километров. Поставили первый автономный лагерь. Поверхность очень разная – гравий на грунте разной мягкости и песке, немного такыров, ехать можно почти везде. Часто встречаются каменные «садики» из каменных же «кустиков» размеров в несколько сантиметров. Каждый кустик – пачка параллельных каменных пластин, на вид очень острых. Однако никаких повреждений колесам они не причинили.

Каменный «кустик»

06.03.2010
Двигаемся по неплохой дороге на юг. У Глеба сломался багажник. Переделали его пчолку в конфигурацию, приближённую к штатной (с креплением к подседельному штырю), погрузили велорюкзак на раму и дышло пчолки. Через 20 минут такой езды дышло пчолки (стальная труба толщиной 1,5 мм) переломилось в месте крепления к раме. Пришлось перебрать наши пчолки, дабы снабдить Глеба наиболее здоровой, а из ущербных узлов собрать пчолку-инвалида (передвижной ЗИП), попутно способный везти килограмм 10-15 груза. С этой недопчолкой пришлось дальше следовать Паше, перегрузив воду в рюкзак (благо титановый багажник не внушал опасений насчёт прочности). При этой операции были выкинуты («забазированы») 9 литров газировки4. Примерно в этот момент потерялась и дорога, выйдя на широкую равнину и разбившись на множество одиночных колей. Нашли горько-солёный родник, обозначенный на карте ГШ.


4 Зачем нам газировка? В китайском супермаркете не оказалось нужного нам количества воды без газа, да и с газировкой еле хватило.

Горько-соленый источник

Идём от него на ЮЮЗ по следам гусениц. Вышли на отличную грейдерную дорогу примерно в той точке, где показана дорога на карте ГШ. Проехали по ней 10 км (дорога сильно отклонилась к востоку от трассы ГШ). У Глеба снова стало ломаться дышло, но на дороге мы нашли всё необходимое для решения этой проблемы раз и навсегда — отрезок стального прутка диаметром миллиметров 20 нужной для дышла длины и куски автомобильных камер для вязки. Заночевали в дюнах, где много корней погибших деревьев. Рядом канава с водой (горько-солёная), покрытая коркой льда, который можно топить и пить.

Пласт солончака, по которому течет горько-соленый ручей с непригодной для питья водой. На берегах ручья видны закраины из пресного льда.

07.03.2010
Выехали по хорошей дороге, которая вскоре привела к крупному руднику и ушла дальше на В. Мы продолжили движение на юг по руслу, куда уходило около 10 автомобильных следов. Среди кустарника, обильно растущего вдоль русла, видели множество антилоп (или всё-таки сайгаков?). Шли по руслу, по пухлым солончакам. Неожиданно вышли к настоящей реке, на которой к тому же организовано подобие водохранилища — поперёк русла прорыт канал шириной метров 6 и глубиной 3, дно которого покрыто горько-солёной водой. На правом берегу реки к северу от канала видны руины каких-то кирпичных или бетонных строений. Часть пути проделали по льду, что гораздо удобнее, чем по солончакам.

Ехать по «пухляку» невозможно, идти очень трудно. Ноги и колеса проваливаются сквозь верхнюю сухую корку солончака, и влажная соль из-под корки налипает комьями на шины и ботинки.

За неимением дорог в нужном направлении решили двигаться к нижней линии педимента. Через 1,5 км после канал-реки повернули на запад, потолкали тачки вдоль холмов. Через 5 км поставили лагерь. Ночью было очень холодно (до -20C).

Палатку мы растягивали буквально «за воду»

08.03.2010
Через 2 км повернули на юг по широкому руслу, пересекли большой солончак. Оставили справа деревянный триангулятор, дальше покатились вниз по руслу. Встретили следы верблюдов. Через примерно 20 км по руслу дошли до прорыва в скалах. Ущелье с особым микроклиматом и буйной по местным меркам растительностью. Пересчитали дневную норму воды (по 3 л на оставшееся число человеко-дней) и забазировали около 9 л.
Спустились по ущелью. Видели палого дикого верблюда. Первый вид на Лобнор и ярданги. Из ущелья течет ручеек (горько-солёный), имеется лёд. Поставили лагерь в 6 км ниже по этому же руслу (к югу от ущелья). Вечером Шура съездил на разведку на Лобнор.

Следы дикого верблюда на солончаке

Палый верблюд. И съесть-то его здесь некому…

09.03.2010
Выехали по результатам Шуриной разведки. Термометр впервые выложили ночью на улицу, он показал -11C. Ехали по «pediment road» вдоль края педимента5 на запад, искали пересечения с «генштабовскими» дорогами. Последние оказались за давностью лет непроезжими. Дорога наша ушла на север, а мы поехали (скорее, пошли с великами в поводу) по азимуту к точке пересечения «джиперской дороги»6 и дороги ГШ. Вышли к руинам какого-то строения, предположительно 1960-х гг (датировка по разбросанным тут в изобилии фарфоровым электроизоляторам), у которого обнаружилась джиперская дорога — хорошего качества грейдер. Заночевали через 1 км по этой дороге.


5 Педимент — выровненная наклонная (до 5°) поверхность возле основания горных склонов, нагорий и плато, покрытая часто плащом рыхлого материала.
6 Дорога, идущая поперек нашего движения, с севера на юг. По ней ездят на джипах и вездеходах военные, а также экспедиции к раскопкам древнего города Лоулань.

По дороге

10.03.2010
Выехали по джиперской дороге, вскоре начались ярданги. Проехали по дороге пару островов ярдангов, развилку (отвернула дорога на запад), доехали до Dragon City (龙城 Long Cheng). По старой ГШ-дороге сошли с грейдерки и пошли среди ярдангов (хорошо, что вдоль, а не поперёк) по «улицам» Dragon City. Видели и пересекли сюрреалистичное озеро. Пришли в точку интереса. Вечером Шура сходил на ярданг, что возвышается на точкой интереса, и нашёл там следы деятельности какого-то копателя.

Ярданг-«сфинкс» на въезде в Dragon City

На «улицах» Dragon City

Безводное озеро в Dragon City

Лабиринт ярдангов до горизонта

Наш лагерь в Dragon City

Вид из палатки

Яма, вырытая в склоне одного из ярдангов. Кто это копал, зачем, и даже в каком столетии – мы не знаем.

Ярданг причудливой формы

11.03.2010
Пошли втроём на ярданг, оставив Глеба переконфигурировать свою пчолку (собрать самое лучшее из четырёх имеющихся и запас запчастей на дорогу до Тиканлыка). В найденных накануне Шурой «палочках» Паша узнал фрагменты бедренных костей и позвонков с рёбрами. Шура нашёл в склоне ярданга нишу с подстилкой из травы, необследованную нашими таинственными предшественниками. Мы тоже ей заниматься не стали, так как боялись не успеть в Тиканлык. Саша нашёл человеческие следы на соседнем ярданге, из чего мы сделали заключение, что здесь работала какая-та экспедиция, сплошь исследуя верхушки ярдангов и организуя «закопушки» в интересных местах.

Оставили пчолки (кроме одной), лопату и кое-что по мелочи7. Опять забазировали излишки воды (12 л). Некоторые пижоны мыли газировкой ноги.
Двинулись на север по азимуту (снова галсами среди ярдангов). Шли очень тяжело. Через 9 км вышли к хорошей дороге на запад. Скорее всего, эта дорога идёт от развилки, что мы проехали накануне незадолго до Dragon City. Проехали по дороге 15 км. Встретили гранитную плиту с надписью на 4 языках «Не въезжать, зона радиоактивного заражения», а затем нас обогнала машина с капустой (еле едущий пердящий бензиновый пикап «Тойота»), немало нас озадачив.


7 Дальше мы двигаемся без прицепов, поместив весь оставшийся груз на багажники велосипедов.

12.03.2010
Ехали по дороге на запад-юго-запад. Дорога уже не петляла, как накануне. Встретили колонну из двух джипов (Hummer и LandCruiser), везущую туристов-китайцев в Dragon City. Китайцы фотографировались с нами, как с местной достопримечательностью, а напоследок дали нам 4 превосходные свежие уйгурские лепёшки.
На развилке (показана в ГШ) поехали по левой дороге на запад. Следы «Хаммера» пришли справа (с севера). Проехали взорванное укрытие для наблюдений за атмосферными ядерными взрывами и «лунный ландшафт». Заночевали в 2,5 км к югу от эпицентра атмосферного взрыва.

Паша идет по поверхности Луны – гладкой, твердой и пыльной. На заднем плане – взорванное укрытие.

13.03.2010

Обелиск на месте снесенного военного городка

Дорога идёт строго на запад. Сначала проехали снесённый под корень военный городок, посредине которого сложен из камня обелиск. Проехали руины аэродрома пос. Ярданг (в виду коих обедали), затем сам посёлок (видели развалины вдали слева), посетили «бассейн-вулкан», перед стоянкой свернули на юг к «солнечным часам» (太阳墓). Заночевали в 1 км от «солнечных часов» среди ярдангов (как будто в разрушенном городе).

«Солнечными часами» на нашем внутрикомандном жаргоне назывались лоуланьские «солнечные погребения», датированные II тыс до н.э. Вокруг могилы вкапывали семь кругов деревянных столбиков, на которых сейчас сидит Глеб. От внешнего круга столбики вкапывали уже радиально, как расходящиеся солнечные лучи.

То же «солнечное погребение» с другого ракурса

14.03.2010
Продолжаем движение на запад по дороге. Примерно через 8 км (12 км не доезжая «подлодки») дорога спустилась к напойменной террасе. Миновали слева полуразрушенный военный городок, стоящий на рукаве Кончедарьи. Среди руин разбросаны горы химической и лабораторной посуды. Глеб видел у развалин зайца, удравшего в кусты. На дне пересохшего русла Кончедарьи вырыт колодец глубиной около двух с половиной метров. В колодце сухо. По берегам русла шелестят остатками сухой листвы погибшие тополя.

На развалинах военного городка

Саша держит в руках кусок керамического горшка

Миновали «подводную лодку» (одиноко стоящий ярданг, возле которого мы развернулись в 2009 году, приехав с противоположной стороны), затем стены (находка 2009 года, которая тогда спасла нас от гибели. «Стены» — вертикально стоящие плиты, по разрушениям которых проводится оценка эффективности ядерного взрыва) и остановились на живописном розовом такыре. День рождения Шуры. Отметили дополнительной бутылкой воды на ужин.

15.03.2010
Проехали Инпань, перекусили лепёшками у хромого уйгурского деда и выехали в Тиканлык. Заночевали в 14 км не доезжая знака8.


8 Инпань – практически брошенный гарнизонный поселок у высохшего русла Конче-дарьи, в котором в 2010 году жили только несколько уйгуров. Тиканлык – поселок-оазис в 40 км от Инпаня. Через Тиканлык проходит шоссе из Корлы в Жоцян. Знак «Въезд запрещен. Военная зона» находится на песчаной дороге между Тиканлыком и Инпанем.

Финишная прямая

 

Один комментарий на 2010 Лобнор. Дневник Павла Лузана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *