Как упаковать и провезти велосипед в транспорте

Каждый человек, ходивший в походы, знает, как важна эта специфическая тема. Ведь обычно к началу маршрута нужно заброситься на несколько сот или тысяч километров, а потом вернуться обратно… Исходя из соотношений расстояний, можно даже утверждать, что перевозка важнее самого похода!

Что мы имеем?
Шьем чехол
Разбираем велосипед
Увязываем конструкцию
Грузимся в самолет
Грузимся в поезд
Грузимся в автобус

Но если серьезно, то она не составляла бы проблемы, учитывай транспортные компании, службы и разработчики транспортных средств интересы велосипедистов. Строго говоря, на Западе это имеет место быть. Там есть авиакомпании, специально оговаривающие бесплатный провоз велосипедов, есть вагоны с отделениями для велосипедов. А во многих странах Востока на межгороде ходят автобусы с огромными багажными отделениями… Глубже говоря, общество там видит велосипед как важный вид транспорта и по-иному к нему относится.
Ну, а нам приходится брать хитростью… Существенность проблемы хорошо иллюстрирует тот факт, что в последнее время появилось целое движение в туризме, адепты которого передвигаются на маленьком складном велосипеде. Они жертвуют скоростью, проходимостью, грузоподъемностью – всем, лишь бы не иметь проблем с перевозкой.

Что мы имеем?

В сети и в книгах есть немало инструкций, как разбирать, упаковывать и перевозить велосипед. В том числе давно существуют весьма толковые (в частности, Антона Крупенникова (бывший сайт veloturism.ru) и Ильи Гуревича («Велопитер»)). Однако, существующие инструкции либо рассматривают дело односторонне (перевозка таким-то видом транспорта, для похода в таком-то стиле…), либо кратки и могут упускать важные детали, либо несут печать личных пристрастий авторов. Поэтому, по просьбе команды RATT, я написал еще одну 🙂

С тех времен, когда доступных пособий по перевозке не существовало вообще, осталась традиция: каждая команда «изобретает велосипед» — а точнее его упаковку — сама. Поэтому можно видеть большое разнообразие способов этого дела, часто сильно различающихся в зависимости от вкусов изобретателей, их технических талантов и взглядов на жизнь. Иногда можно увидеть весьма оригинальные решения, например упаковку в чехол всего велосипеда, оставляя снаружи заднее колесо. Так можно катить всю конструкцию, как тележку.

Однако, все варианты разборки велосипеда, различающиеся по «детальности», можно свести к двум основным: первый – со снятием только переднего колеса; второй – со снятием обеих. Варианты же упаковки делятся на три основные «школы»: адепты первой в погоне за надежностью берут чехол посолиднее, потолще и потяжелее (часто покупают, потому что производители почему-то питают любовь к таким чехлам); приверженцы второй в погоне за простотой пакуют велик во что-нибудь одноразовое, легкое и бесплатное. Чаще всего это большие мусорные пакеты, полиэтиленовые мешки от огромных мониторов, старые грязные простыни, спанбонд и т.п. материал. Наконец, третьи пытаются найти соломоново решение и выбирают в той или иной степени среднее.

Шьем чехол

Каждый способ упаковки годится для конкретной ситуации. Чехлы из толстой прочной ткани (такие имеются в готовом виде в продаже) вполне подойдут, если по приезду на место вы его где-нибудь оставите и не повезете с собой. Иначе его вполне заметный, среди прочего снаряжения, вес и объем лягут совсем нежеланным «мертвым грузом». Если, конечно, поход не настолько прост, чтобы на это не обращать внимания. Замечу, что как бы ни была прочна ткань чехла, она ничем не предохранит от ударов и давления. А от трения – не больше, чем любая иная ткань. Для полной сохранности нужна жесткая упаковка, но я не знаю ни одного человека, перевозившего велосипед в поход в фанерном ящике. Если добавить не очень хорошую проработку функциональности у производителей чехлов, то их преимущества сведутся до минимума.

Одноразовая упаковка гораздо интереснее. Для нее дома всегда найдется под рукой материал, выбросить его будет не жалко, таскать лишний вес не придется. Засунуть велик в мусорный мешок и закинуть на полку вагона – это прекрасно. Правда, впечатление смажется, когда на выброске понадобится за полчаса до поезда упаковаться, а ни пакета, ни какого-либо другого подходящего материала поблизости не окажется. Тем не менее, при должной предусмотрительности, способ вполне практичен. Но границы его применимости, к сожалению, ограничены. Проблемы возникнут уже при пересадке в другой поезд – такая упаковка быстро и легко рвется. Проблемы возникнут и при посадке в автобус, где нагрузки на багаж серьезнее, чем в поезде. И уж совсем это не годится в самолете, где багаж будут кидать, будет сильное трение, а вы не сможете это контролировать. Можно усиливать такую упаковку путем, например, обильного обматывания скотчем, но это не решает проблемы полностью, занимает много времени и часто затруднительно на выброске. Если добавить неудобство переноски, то границы пригодности станут еще уже.

Поэтому оптимальный вариант – универсальный, легкий, достаточно прочный, быстрый в работе и удобный в переноске, многоразовый чехол. Все вышеописанные проблемы он решает.
Главное, что для этого нужно – очень легкая и достаточно прочная ткань. Ее отрез под размер разобранного велосипеда так мал, что «мертвый груз» будет незаметен в любом случае. Чуть добавит только стропа и пряжки, но это полезный запас в походе, который можно взять с чехла и использовать при нужде, а чехол при этом останется чехлом.

Шить чехол из легкой ткани – совсем не новая идея. Все последние несколько десятков лет это делают из парашютной ткани. Заядлые минималисты даже не используют никакой фурнитуры, а прожигают дырочки по краю чехла и стягивают его тоненьким шнурком. Такой чехол можно, как компактный фотоаппарат, засунуть в карман рубашки. Действительно, парашютка разработана под те же самые требования, что и у велочехла: парашют должен быть сверхпрочным и укладываться в ранец. А чем, по сути, велотурист отличается от спецназа? Разве что работой в еще более жестких условиях 🙂

С развалом военной промышленности производство такой спецткани тоже, естественно, сильно сократилось. Но не прекратилось совсем: на комбинатах в Щелково и Солнечногорске производство работает и ткань можно купить. Кое-где можно найти поставки аналогичных по назначению тканей из Англии (carrington) и ЮАР (gelvenor). В частности, этим занимается фирма «Айсберг». Кроме того, подходят по характеристикам ткани для парусов, кайтов, парапланов. Из тканей обще-спортивного назначения можно шить из пертекса.

Правильно спроектированный чехол должен шиться просто и быстро, занимая примерно столько же времени, как поездка в магазин за готовым, или обматывание скотчем одноразового полиэтиленового мешка. Размеры его будут следующие. Разобранный и подготовленный к упаковке горный велосипед имеет габариты примерно 135 х 80 см, для него нужно взять кусок ткани шириной 160 см, длиной 220 см. Это — размеры под мой велосипед с большой рамой (под мой рост 190 см), для меньших ростовок отрез должен быть соответственно меньше. Кусок ткани сворачивается пополам и сшивается по бокам, получается прямоугольная сумка длиной 160 см. Сам чехол после этой минутной операции готов!

По бокам, поверх швов, желательно пришить стропу (до уровня верхних деталей велосипеда, а не до самого верха). Стропа соединяется силовой пряжкой. Стропа нужна затем, чтобы носить на плече, освобождая руки. Она же может быть использована как запас в походе. Верхнюю часть желательно чем-нибудь стягивать – для этого можно проплавить дырочки и стянуть шнурком, либо можно пришить 4-5 кусочков строп на фастексах или пряжках. Стропы должны быть крепко пришиты, нужной толщины, потому что их основное назначение – браться за них при погрузке. Особенно это актуально для самолета, где грузчики не станут размышлять, за что лучше ухватить, а возьмутся за первое удобное место. Этим стяжка чехла на стропах удобнее любой другой упаковки и дает дополнительный шанс на сохранность. При переноске за верх чехол сам натягивается и облегает велосипед плотнее.

Что еще можно сделать для сохранности – это приклеить на чехол табличку. Например, с таким текстом:
Не бросать! Велосипед.
Handle with care! Don’t hurl! This is a bicycle.

Это реально может подействовать. Все-таки мешок неизвестно с чем, и велосипед – даже для грузчика это не одно и то же.

Разбираем велосипед

Как говорилось выше, варианты разборки велосипеда можно свести к двум основным: со снятием только переднего колеса и со снятием обеих. Однако, несложный эксперимент показывает, что при снятии заднего колеса места, при взгляде «в профиль», освобождается немного, ведь сзади у туриста находится багажник. А при взгляде «в фас» место не только не освобождается, а занимается много лишнего, учитывая сколько заднее колесо займет места сбоку. В общем итоге мы имеем не экономию места, а наоборот. Кроме того – если заднее снять, становится уязвим супорт и задняя вилка, а также эксцентрик на самом колесе. Короче говоря, лучшее место для заднего колеса оказывается в вилке, то есть там же, где оно по умолчанию и стоит.

Итак, получается, что разборка должна сводиться к снятию лишь немногих деталей. Это на самом деле несложная и быстрая процедура. Быстрота и простота важна как при заброске (время до отъезда\отлета обычно ограничивает упаковку велосипеда пятью минутами), так и выброске (часто делается в неподходящих условиях, и также в цейтноте). Бывает полезно разборку отработать заранее.

По сути, разборка состоит из снятия всего четырех деталей и оптимальный порядок ее таков:

  1. Обе педали вывернуть и ввернуть внутрь (от руки, этого достаточно). Кстати, при подготовке снаряжения нужно не забыть, что для отворачивания педалей требуется рожковый ключ, причем не распространенного калибра. Также полезно не забыть, что на одной из педалей резьба правая, а на другой – левая.
  2. Переднее колесо снимается и ставится рядом с задним, на одном горизонтальном уровне (для того, чтобы вся конструкция устойчиво стояла и не валилась набок). Ставится оно несколько впереди заднего, но так, чтобы прикрывать собой задний переключатель. Переключатель – уязвимое место, а колесом он защищается очень хорошо. Переднее колесо привязывается в 3 местах: к задне-нижней части багажника; к передне-верхней его части; и к шатуну (должно стоять вровень с ним).
  3. Руль снимается, вилка поворачивается влево на 180 градусов, руль на 90 градусов влево и помещается внутрь рамы. Оболочки тросиков убираются внутрь с линии вилка-багажник. Руль вяжется вверху, вместе с выносом, и внизу.
  4. Седло кладется в раму трубой вперед и привязывается (а еще удобнее укладывать седло в рюкзак). Вот и вся разборка.

Увязываем конструкцию

То, что получилось, не стоит просто так укладывать в чехол. Полезно вспомнить, какие пертурбации все это хозяйство претерпит при перемещении на какой-нибудь край континента. Тряска, трение, давление, удары… Во много раз лучше этому противостоит не связка болтающихся запчастей, а монолитная конструкция, причем с убранными внутрь себя хрупкими частями. Для этого ее нужно увязать. Это тоже быстро и несложно, если грамотно подойти.

Чем лучше увязывать? Как и вообще при упаковке, тут мы видим большое разнообразие. Веревки, изолента, скотч, эспандеры, проволока – все это идет в ход на практике. Но значит ли это, что все равно, чем вязать? Опыт показывает, что веревками и стропами увязывать долго и ненадежно, проволока портит поверхности, изолентой и скотчем — довольно долго и они оставляют трудноудаляемые следы от клея.

Гораздо лучше эспандеры. Ими можно связать крепко, устойчиво к вибрациям, быстро. Их недостаток – большой вес, что исключает, если их берут лишь для этой цели. Однако, если основное назначение эспандеров — крепить рюкзак к багажнику, то это хороший вариант. Я сам эспандеры не беру, поэтому разработал другой способ, сочетающий хорошие вязательные свойства проволоки с мягкостью пластиковых материалов. Этот инструмент – электропровод. Нужен достаточно толстый и прочный провод, с жилами из цельной толстой медной проволоки. Из него надо нарезать куски по 20-30 см. Как и проволокой, ими можно связать быстро и надежно. В походе они не занимают места в ремнаборе, весят даже меньше мотка скотча и изоленты.

Итак, конструкция увязана плотно и крепко, чтобы детали при погрузках, разгрузках и в движении лежали монолитом, не болтались, не ломались и не терялись. При сдаче в самолет камеры рекомендуют сдувать, чтобы не разорвало при снижении давления на высоте. Иногда это даже проверяют при посадке, потому будет неудобно, если на рамке придется все это расчехлять и сдувать. Лучше сделать это сразу. На самом деле, если камера не очень сильно накачана, ее вряд ли разорвет на высотах авиаперелетов, но лучше все-таки сдуть – еще и потому, что это чуть уменьшит габариты багажа.

Грузимся в самолет

Сама по себе погрузка в самолет из всех видов общественного транспорта самая простая. Здесь, как правило, не толкаются, не ругаются, не орут и, главное, не запретят вам грузить велосипед. Сложность самолетной погрузки, как известно, в другом – попасть в бесплатный лимит по весу и габаритам, иначе перевозка обойдется в копеечку. Что касается габаритов, то в реальности редко когда станут вас измерять с целью проверки этого требования, все-таки правильно упакованный велосипед – багаж достаточно компактный.

Проблема же с весом всем хорошо знакома. Широко встречается рекомендация придерживать на весах велосипед таким образом, чтобы он не упал и при этом «стал легче». Но много так не выиграть. Гораздо продуктивнее оказывается договориться с приемщиками багажа записать меньший вес — за, естественно, плату, но меньшую чем у авиакомпании. Немного снизить вес можно, если одеть на себя всю одежду, какую можно, в том числе зимнюю. И все прочее, что можно одеть как одежду: например шлем, очки и перчатки, поскольку вес одетого имущества никак не учитывается. Вы станете немного похожи на Остапа Бендера, переходящего румынскую границу, но это не беда.

Для еще некоторого выигрыша в весе я применяю также следующую комбинацию. Берете тяжелый ремнабор с собой в ручную кладь, вместо того чтобы сдавать его в багаж. Разумеется, делать этого нельзя, потому что почти все предметы в нем могут стать оружием террориста и запрещены к перевозке в салоне. Вас, конечно, заворачивают и велят сдавать его в багаж. Вы идете сдавать (или сдают за вас) и ремнабор туда сдается. Но вес багажа-то уже учтен раньше и задокументирован! Из-за лишнего маленького багажного места вспоминать про это, со значительной вероятностью, не станут. Таким образом, вы выигрываете вес ремнабора, что существенно. Конечно, не всегда такое пройдет, однако, на практике, может и пройти.

Грузимся в поезд

Погрузка в поезд – полная противоположность самолетной. Она совершенно бесплатна. Проблема в другом – в него нужно сначала залезть. И вот здесь, как в хорошей компьютерной игре, перед вами будет стоять несколько заслонов, которые нужно преодолеть за условленный срок.

Первый из них – толпы пассажиров, которые вместе с вами будут пытаться как можно быстрее залезть в вагон (а некоторые, одновременно с этим, и вылезти). Особенно это актуально бывает для станций, где поезд стоит очень недолго. При этом обязательно найдется какой-нибудь баран, решивший пройти навстречу майнстриму – входящему потоку. Он, как правило, намертво застрянет в проходе вагона между вашим велосипедом и водонагревателем, и уже не сможет протиснуться ни туда, ни обратно. Впрочем, преодолеть все это не очень сложно. Как и в борьбе сумо, здесь решающий фактор – вес. А велотурист с рюкзаком и велосипедом в этом плане превосходит обычных пассажиров и с успехом это использует.

Гораздо серьезнее заслон проводника. Проводники делятся на две категории: одни знают, что велосипед провозить разрешается, другие же (их большинство) – не знают. Однако не нравится это, чаще всего, обеим. Что говорит по этому поводу закон? Закон разрешает провоз велосипедов в разобранном и упакованном виде, фиксируя при этом максимальный его размер по сумме трех измерений. В этом плане закон, как это обычно бывает, сочинен иезуитами: размер этот близок к реальному, но немножко меньше. И вот это «немножко» никто никогда преодолеть не смог. Выход из положения прост – как и во всем в нашей стране, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. Никто никогда мерить ваш багаж не станет. Про это можно забыть, а взамен придется помнить, что большинство проводников понятия не имеют про возможность провоза велосипедов, и это придется им объяснять.

И здесь, как и везде, главную ценность будет иметь бумага. Ведь, по сути, что нужно проводнику? Какое-то основание, чтобы пустить нестандартного пассажира. Для этого вполне сойдет, например, ксерокопия или распечатка распоряжения МПС про велосипеды. И даже, как ни странно, роль такого основания часто с успехом играет простая багажная бирка, которую вам без каких-либо проблем прикрепят в багажном отделении! Удивительно, но факт – на основании бирки часто пускают без вопросов. Если же ничего этого нет, ситуация будет развиваться двумя путями. В качестве основания проводник может потребовать разрешения бригадира поезда и пошлет к нему. Бригадир чаще всего на такой мелочи покажет свою доброту, но это займет время. Поэтому лучше, если проводника просто удастся уговорить. Для этого нужно широко ему улыбнуться и начать непринужденно рассказывать, как «наш клуб всю жизнь возит велосипеды», и выразить удивление, что такой опытный проводник не знает таких простых вещей.

Однако, самый идеальный вариант, если получится вообще не довести дела до контакта с проводником. Как такое возможно? Очень просто: дело в том, что проводники вообще специально не фиксируют на багаже внимание. Они концентрируются на проверке билетов и документов, и могут просто не обратить внимания на ваш багаж, или не воспринять чехол с велосипедом как слишком большой (по сравнению, например, с рюкзаком, который у вас за плечами). Это можно использовать, если «не светить» велосипед. А еще лучше в это время придумать какой-нибудь отвлекающий маневр, например одному из участников имитировать проблему с билетом. Так делают, например, воры-карманники, работающие в паре; их методику, наверное, можно прочесть в сети. В этот момент закидывание в вагон десятка велосипедов может пройти мимо проводника.

Как нужно «не светить» велосипед? Есть несколько правил:

  • Чехол должен быть чистым, сухим, приятных глазу «теплых» цветов. Так, чтобы проводнику стало просто приятно, и подсознательно захотелось иметь у себя в вагоне такой красивый предмет.
  • Чехол должен быть без заметных дыр. Однако, если сверху какая-то часть торчит наружу, это иногда бывает даже к лучшему. В этом случае сразу видно, что это велосипед (а не иная железяка, которые провозить уже однозначно нельзя).
  • Не должно мотаться лишних концов чехла, создающих впечталение большего объема.
  • Подходить надо, держа байк в дальней от проводника руке.
  • При этом направлять узкий конец прямо на него, чтобы проводнику не было заметно длинной стороны упаковки.
  • Одновременно при этом нужно демонстрировать легкость груза: например, непринужденно покачивая велосипедом, держа его одним мизинцем. Это подсознательно уменьшает размер предмета.
  • Важно не задерживаться без причины у вагона. Сразу быстро проходить на место и кидать велосипед на полку.
  • Идеально, если в группе имеется человек, владеющий навыками гипноза, для которого слегка обработать проводника будет простой задачей.

После того, как вы прошли проводника, ваш успех предрешен. Оставшиеся проблемы малозначительны. Тем не менее, их тоже нужно осветить. Первая из них – найти место, куда велосипед можно втиснуть. Ситуация с этим зависит от типа вагона.

Как известно, почти всегда велотуристы ездят в плацкартных вагонах, которые намного удобнее других. Их «третья полка» идеально подходит под укладку велосипедов, в секцию, имеющую две полки, легко помещается четыре велосипеда. Здесь, к сожалению, нужно уточнить – «помещалось», потому что в последние десять лет это уже не всегда так. Дело в том, что конструкторы вагонов наконец-то придумали, чем же можно испортить велотуристу жизнь. Их изобретение – перегородочка на третьей полке (на жаргоне велотуристов – «подлянка»), которая уже не позволяет уложить столько велосипедов, и вообще затрудняет этот процесс. Заранее узнать, имеется «подлянка» в вашем будущем вагоне, или нет, невозможно. Это будет маленьким сюрпризом.

Впрочем, если ее и нет, путь велосипеда к месту еще не устлан розами. Место, где ему положено лежать, редко бывает свободно. Проводники могут забить его матрасами, пассажиры могут забить его сумками, на худой конец кто-нибудь вольготно разложит там куртку. Все это придется снимать и перекладывать на другие места, и очень быстро, как правило не спрашивая разрешения, потому что иначе велосипеды перекроют проход в вагоне.

Когда нет плацкартных мест, приходится ехать в купе. Это неудобно, полки там меньше, в купе входит лишь два велосипеда. Фактически, в купе два велотуриста со всем снаряжением помещаются лишь тогда, когда нет багажа у остальных пассажиров. Кроме того, в этих вагонах может попасться слишком цивильная публика, имеющая что-нибудь против грязных рюкзаков и носков.

Наконец, сидячие вагоны. В них идиотизм проектировщиков проявился в своей полной красе. Кроме полочек размером под дамские сумочки, в них вообще нет места для багажа! Исключение – только крайние ряды сидений, между ними и торцевой стенкой есть место (оно как раз под велосипед в чехле). Но их всего два. Тем не менее, в бочке дегтя не обошлось без ложки меда: в сидячих вагонах, в отличие от всех остальных, допускается ставить багаж прямо в проход вагона. Но реально так можно провезти снаряжение, лишь если группа невелика.

Последний «заслон», который вам нужно преодолеть, может появиться, когда вы уже почти уложились и мысленно предвкушаете приятный отдых на полке. К счастью, он происходит далеко не всегда. Эта проблема – реакция соседних пассажиров на все то, что вы тут устроили. Они могут поднять кампанию гражданского протеста! И здесь важно понять, что за категория людей на такое может пойти. Суровый лесоруб или шахтер никогда ничего вам не скажет. Он в жизни каждый день видит вещи на-а-много круче. Не станут возражать и молодые люди, потому что им все это интересно.
Претензии склонны предъявлять «домашние тетушки», в особенности если поблизости едут дети. Их происходящее шокирует. Решившись на возражения, такие люди настроились идти до конца. Вот в этот момент их можно легко разоружить, если вместо ожидаемого ответного «наезда» начать ласковыми словами долгий рассказ, как надежно уложены ваши маленькие велосипеды, что они мягкие и никогда не упадут, а вы сами – милые и чистоплотные соседи. Лучше, пока вы занимаетесь укладкой, этим будет заниматься «специально подготовленный», самый благопристойный член группы (лучше всего девушка). Пока он будет отвлекать внимание сладкими и лукавыми речами, велосипеды и снаряжение, казавшиеся внизу такими большими, необратимо займут свои места наверху, где их теперь даже вряд ли кто заметит.

Впрочем, для точности стоит упомянуть, что это возможно в особых случаях – а именно таможенников и полиции. «Наезды» по поводу провоза велосипедов от таможенников маловероятны, а от полиции же иногда могут быть. Такое может случиться в ситуациях, когда полиция «стоит на ушах». В частности, это районы с опасной обстановкой (как на Кавказе) или те же самые приграничные районы, как в 1990-2000-е российско-казахстанская граница. Провоз велосипедов (полицейские тоже считают, что это негабаритный багаж) могут использовать просто как зацепку. В отличие от проводников, с полицейскими шутить нельзя, зато хорошо действуют ссылки на нормативные акты МПС.

И напоследок стоит сказать еще об одном неприятном свойстве поездов для велотуриста. В отличие от самолетов и автобусов, которые как бы «международно унифицированы», поезда имеют «национальные особенности», и немало. Порядок провоза багажа в самолетах от страны не зависит, а правила авиакомпаний заранее известны. В автобусах же зависит только от типа автобуса, а они тоже во всех странах одни и те же. В поездах же конструкция вагонов бывает разная (не всегда заранее возможно узнать пригодность их для провозки), правила провоза багажа – разные, реальная практика их применения – разная, а также могут быть особые требования проезда для иностранцев.

Грузимся в автобус

Погрузка в автобус в целом проще, чем в поезд. С одним «но»: если в его багажнике есть место. А с местом в автобусах даже хуже, чем в поездах. Правда, многие развивающиеся страны достигли больших успехов в развитии транспорта: по Ирану, Турции, арабским странам, не говоря уже о Китае, ездят прекрасные междугородние лайнеры с огромными багажниками. Но даже там не всегда можно свободно уложиться. Что же касается России, то в ней ситуация ужасна: массовая замена на междугородних рейсах на микро- и наноавтобусы практически поставила крест на многих направлениях.

Там же, где шанс погрузиться есть, нужно учесть следующее. Во-первых, место достается тем, кто подошел к багажнику раньше. Иногда у туристов бывает для этого хороший шанс: на конечных остановках в маленьких населенных пунктах бывает, что можно попросить водителя специально подъехать туда, где лежит вся снаряга. Это просто идеальный случай для укладки. В обычной ситуации нужно внимательно караулить подход автобуса и быстро перемещаться к багажнику. Пробиться в толпе помогает, как и в поезде, большой вес, а также сам велосипед, острыми деталями которого можно слегка напирать на толпу и заставлять ее расступаться. Кроме того, велосипеды в чехлах – идеальное средство для установки заграждения. Если грамотно выстроить из них стенку, толпа не станет преодолевать ее впрямую. Можно заранее отработать такой операционно-тактический прием.

Во-вторых, важно правильно и компактно сложить велосипеды. Если это сделать рыхло, водитель станет их перекладывать в поисках наилучшей компоновки, и это плохо. Если же они «подошли к месту», настолько, что вытащить их сложно, то все нормально.

Что будет, если места не нашлось? Водитель станет настойчиво его искать, ведь компания обязалась перевезти вас с багажом, а не вас одних. И скорее всего, найдет, например загрузив вещами проход в салоне.

Но бывают ситуации, когда не удается и этого. Тогда вам предложат ехать без багажа, который доставят следующим рейсом. Результат будет непредсказуем, потому лучше не доводить до такого.
На сохранность велосипеда перевозка в автобусе влияет неблагоприятно, гораздо хуже не только поезда, но и самолета. Постоянная тряска, удары и трение на протяжении часто сотен километров, медленно, но верно делают свое дело. У меня был случай, когда сточился слой легированной стали толщиной в полсантиметра. В отличие от поезда, в автобусе вы не можете контролировать состояние велосипеда.

… Итак, на этом методичку можно завершить!
Можно упаковываться и собираться в поход. Если, конечно, после прочтенного желание еще не пропало 🙂


2 комментариев на Как упаковать и провезти велосипед в транспорте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *