Черчен: роман в письмах

Как вы уже знаете, шло нас по Черчену восемь человек. Но был в нашей экспедиции еще один, девятый участник, который оставался в Москве и обеспечивал круглосуточную «линию жизни» между нами и нашими близкими. Почти каждый день мы вкратце пересказывали Паше Лузану новости с Черчена. Вкратце — потому что спутниковый телефон принимает и передает всего несколько коротких минут — пока спутник виден в просвете щели каньона. Паша принимал телефонограммы и превращал их в электронные письма, и в какие — зачитаешься! В этих письмах весь наш Черчен.

Стапель на Черчене — 8 сентября 2012 года.
Первый день сплава — 9 сентября. Пройдено около 30 км без серьезных препятствий.
Дальше — слово Паше.

 


Письмо от 11 сентября («Новости с маршрута 10.09«)

Добрый день!
Вчера, 10 сентября, команда вечером вышла на связь. За минувший день пройдено около 20 км, в том числе небольшой по протяженности (около 1 км), но довольно глубокий каньон. Сплав интересный, погода по-прежнему прекрасная.


Письмо от 12 сентября


Добрый день!
Вчера, 11 сентября, ребята доложили, что продолжают прохождение каньона. Идут с предварительным просмотром с берега, благо рельеф позволяет. Всё идёт штатно, настроение бодрое, погода прекрасная. И даже вода необычайно тёплая для горной реки — 14 градусов. Видимо, хорошо прогревается на солнце в разбоях русла, что есть выше по течению.


Письмо от 13 сентября («Вести с маршрута. 12.09«)

Всем добрый день!
Сегодня около полудня по московскому времени ребята вышли на связь. Саша, наконец, разрешил мне публиковать в этой рассылке текущие координаты лагеря, чтобы мы все могли следить на Google Earth за движением команды. К чему я с большим удовольствием и приступаю. Итак, ночь с 12 на 13 сентября ребята провели по адресу 37.55629N 86.07950E.

Накануне прошли два каньона: один протяженностью около 2,5 км, а другой — всего 400 м, зато падением 20 м и только 8 м шириной. Оба экипажа преодолели их без происшествий.
Большую часть времени приходится уделять разведке. На момент связи ребята еще не снялись со стоянки, так как всю первую половину дня занимались просмотром. В ближайшие несколько дней возможны трудности со связью из-за особенностей рельефа (местами каньон уподобляется пещерному меандру с несколькими уровням полок по берегам — спелеологи живо вспомнят, как это выглядит), будем ждать новостей.


Письмо от 15 сентября

Добрый день, друзья!
Вчера, 14.09 команда вышла на связь около 17 часов по московскому времени. Координаты стоянки N37.54641 E86.04275. Накануне ребята преодолели несколько порогов, в том числе один, по их оценкам, шестой категории
(Комм. Сельвачева: Видео с порога "Предмостный"). Все здоровы, настроение бодрое. На этом связь прервалась (из-за крутых берегов окно связи получается очень коротким). Ждём следующих новостей.


Письмо от 17 сентября («Вести с маршрута. 16.09«)

Добрый день, друзья!
Наши восемь смельчаков успешно продолжают покорение Черчен-дарьи. Следить за их продвижением можно по этой карте: http://goo.gl/maps/XROkL
Все живы-здоровы и по-прежнему бодры, хотя в последние три дня испытали немало приключений. О некоторых из них Александр успел мне рассказать во время связи 16.09. Завтра постараюсь их более или менее внятно изложить в рассылке.


Письмо от 18 сентября («Вести с Черчен-Дарьи«)

Добрый день, друзья!
Обещанный рассказ о приключениях команды на Черчен-Дарье.

Как вы думаете, какое слово, характеризующее особенности рельефа на маршруте и технические аспекты прохождения препятствий, чаще всего звучит в наших сеансах связи? "Каньон", "уклон", "расход", "скалы"? – Нет, мимо. Эти слова, конечно, звучат, но не они в лидерах по частотности, как сказал бы лингвист. "Порог", "бочка", "прижим", "манёвр"? – Без этого в дневнике сплава тоже никуда, но есть кое-что, что встречается почаще. И нет, это не "такая-то мать" или её производные.


Самое характерное слово в рассказах Шуры, как не странно, "метро". Этот термин прочно вошёл в лексикон команды еще на этапе подготовки, когда стали внимательно изучать космоснимки. Посмотрите сами на Google Earth – там весь район маршрута в великолепном разрешении. Река как на ладони, в русле Черчена видны отдельные камни. Но местами тёмная нить воды среди охристых или бурых берегов прерывается, как будто река ушла в тоннель. Вот это и есть "метро". Таких участков протяженностью от нескольких сотен метров до пары километров на маршруте можно насчитать четыре
(Комм. Сельвачева: по факту мы выделили на реке шесть таких участков). На местности же "метро" оказалось больше всего похоже на меандры, какими их знают спелеологи. Собственно говоря, это и есть меандр – река, слегка извиваясь, течёт в узком каньоне, по обоим бортам которого на нескольких уровнях проходят полки, оставшиеся от прежних уровней речного ложа. Меандр узок настолько, что с уровня воды неба не видать, и, соответственно, на космоснимках воды тоже не видно. О наличии и характере препятствий на таком участке можно судить только на местности.


Так вот, 13 сентября команда успешно преодолела "Метро-1". Его удалось предварительно просмотреть, пройдя вдоль по широкой полке вдоль одного из берегов. Оказалось, что в самом "метро" река течет относительно спокойно, а интересный порог был только перед его входом. Да и не так уж каньон был и узок для катамарана – метров восемь.

14 сентября вечером (около 16 часов по Москве, т.е. 20 часов по Пекину, перед самым наступлением темноты) мне позвонил Шура. Он был несколько озадачен – ребята стояли лагерем на правом берегу метров за 400 до входа в "Метро-2". Весь этот день они потратили на попытки просмотреть предстоящий "тоннель", но так и не смогли подняться над уровнем воды – не нашли прохода среди скал. Не мог бы я попытаться всё-таки разглядеть на космоснимке, что там скрывается в глубокой тени от крутых берегов – нет ли в русле больших камней, где видно белую воду и т.д.

К счастью, в рядах получателей этой рассылки есть профессионалы в области дистанционного зондирования и дешифровки космоснимков. К одному из них я не замедлил обратиться, и через час, к следующему звонку с берегов Черчена, у меня был результат анализа доступных для этого участка снимков за 2005 и 2011 год. Профи на то и профи, что сумел из абсолютно чёрной, на первый взгляд, тени вытащить кое-какие детали, пусть и скудные. Часть из этих подсказок я успел передать Шуре в серии из 4 звонков по 1-2 минуты каждый. Наибольшие опасения вызывала ширина каньона в сужениях. Я по-дилетантски оценил её, измерив линейкой ширину изображения на снимке и соотнеся с масштабом. По такой оценке получилось не меньше 4 м, что заведомо достаточно. Тут связь в очередной раз прервалась, и больше в этот день команда на связь не выходила.


15 сентября ребята позвонили снова. Поняв, что от нашего анализа космоснимков толку мало, они решились попытать последний шанс разведать обстановку самим: метрах в 300 ниже стоянки виднелся разрыв в сплошной тени от левого берега. Вдруг там есть возможность зачалиться и пройти наверх? Так и вышло. Там оказался распадок, поднявшись по которому, удалось достаточно пройти вперёд, чтобы просмотреть целиком "Метро-2" и большую часть "Метро-3".

После просмотра группа прошла "Метро-2" и "Метро-3". На входе в "Метро-2" в мощном прижиме один из катамаранов получил повреждения каркаса. Если я верно разобрал переданное, сломало две "продолины" и погнуло четыре "поперечины". Однако, это не помешало ему завершить прохождение "Метро-2", а затем без эксцессов пройти "Метро-3" (Комм. Сельвачева: видео прохождения третьего "метро"), и успешно дойти до места стоянки 15.09, где на следующий день половина команды занималась его ремонтом, в то время как вторая половина разведывала "Метро-4". Как я понял, самым сильным впечатлением этого дня было "Метро-3", где при значительном падении поток несётся с большой скоростью практически в тоннеле шириной 2.5-3 м. Ребятам приходилось отталкиваться от стен каньона одновременно с двух сторон.


На следующий день (16.09) было успешно пройдено "Метро-4". До конца каньонистого участка осталось около 4,5 км. Но тут (ВНЕЗАПНО?) обнаружилось, что заканчиваются продукты. Двое участников отправились по берегу в ближайшее селение то ли просить плова, то ли воровать кур; остальная команда осталась отдыхать и заниматься хозяйством. Результаты фуражной экспедиции и дальнейшее продвижение ребят мне пока неизвестны.
Жду звонка.


Письмо от 20 сентября («Вести с маршрута. 20.09«)

Добрый день, дорогие друзья!
Надеюсь, несколько дней молчания наших товарищей не заставили вас волноваться. Сегодня около 7:30 МСК, наконец, позвонил Сельвачёв. К сожалению, я в этот момент был за рулём, а позже Шура перезвонить не смог, так как собирался спуститься в распадок, где спутники недоступны. Поэтому разговор был кратким, и координаты нынешнего положения команды узнать не получилось.


Поход за продуктами в ближайшую деревню оставил тягостное впечатление. "Это едва ли на самое бедное селение из тех, что я видел", — сказал Шура. Учитывая, что повидал он немало, в том числе нищих уйгуров, кое-как поддерживающих жизнь посреди пустыни Такла-Макан на руинах 36-го совхоза второй трудовой армии Китая, а также тагинов, которые откармливают свиней собственными экскрементами, это действительно сильная характеристика. Тем не менее, в этой деревне удалось добыть какое-то количество риса, так что голод нашим друзьям не грозит.

После четвёртого "метро" обнаружились ещё пятое и шестое. Просмотреть эти каньоны не удалось, между ними выход к реке тоже невозможен. Поэтому было решено обнести весь участок, и сейчас команда занята обносом "Метро-5" и "Метро-6".
Жду звонка с координатами.


Письмо от 21 сентября («Вести с маршрута. 21.09«)

Добрый день, друзья!
Только что позвонил Сельвачев. Текущие координаты лагеря N37.50432 E85.86811. Карту http://goo.gl/maps/XROkL обновил. Сегодня удалось разговор продлился целых четыре минуты, поэтому удалось кое-что выяснить.


Вчера ребята обнесли "Метро-5" и "Метро-6" из-за того, что "Метро-6" оказалось невозможно просмотреть. "Метро-5" было просмотрено и признано проходимым, но спуск к воде между "Метро-5" и "Метро-6" оказался невозможен. Протяжённость обноса составила около 2 км. Ниже "Метро-6" ребята прошли каскад шестёрочных порогов и вышли, наконец, из 16-километрового каньонистого участка.
(Комм. Сельвачева: про тот обнос можно много чего порассказать, но здесь ограничусь одним совсем коротким видео).

Всего на маршруте таких участка можно выделить три. Первый, протяженностью не больше 1 км, ребята прошли на второй день сплава. Второй, те самые 16 км, шли всё остальное время. Впереди остался заключительный, 4 км (Комм. Сельвачева: все длины участков приводятся Пашей crow flight, по прямой. Расстояния по реке больше, чем по прямой. Скажем, второй каньон Черчена, в котором находятся все шесть "метро", по реке имеет длину более 20км). Команда сегодня же достигла его начала, преодолев по реке около 16 км, разделяющих каньоны. "Метро" больше не предвидится, поверхность воды просматривается на космоснимках на всём протяжении. Расход по визуальным оценкам составляет 60 м3/с. Все участники здоровы и по-прежнему бодры. Но упахались за сегодняшний день как следует.


Письмо от 23 сентября («Вести с маршрута. 23.09«)

Привет, друзья!
Минувшие выходные принесли нашим первопроходцам немало приключений.

В субботу около 19:00 МСК мне позвонил Сельвачёв и совершенно спокойным голосом сообщил, что развивается аварийная ситуация. В пороге посреди четырёхкилометрового каньона один из катамаранов получил серьёзные повреждения: сломано несколько "продолин" и выжимных труб, многие трубы погнуты, одна гондола рассечена на метр в длину, прорезаны два баллона — камни в реке изобилуют острыми гранями. Никто из экипажа не пострадал. Оба судна удалось зачалить и вытащить на небольшую скальную полку примерно в трёх метрах над водой, где команда приступила к ремонту. Остроты положению добавил довольно-таки нежданный в этих пустынных краях дождь, непрестанно шедший с середины дня.
(Комм. Сельвачева: спутники с нашей полки ловились плохо, поэтому Паша слышал меня через слово. В действительности гондола была рассечена на 4 метра камнем, который мы даже не заметили. После этого из обшивки вышли и уплыли три внутренних баллона из четырех, и больше мы с ними не встречались. Все остальные повреждения судна — сломанные трубы рамы, посеченная шкура — явились следствием того, что катамаран после разрыва баллона практически потерял управление).

— Если мы в течение трёх суток не выйдем на связь, надо организовывать спасы. Паводком нас не смоет, если будет нужно, сможем по щели ещё повыше подняться, но если унесёт каты, мы сами отсюда не выберемся.


К счастью, среди читателей этой рассылки есть не только эксперты по дистанционному зондированию, но и учёные, подвизающиеся в других разделах географии. Консультация с одним из авторитетных специалистов, большим знатоком Центральной Азии, быстро меня успокоила — для реки с ледниковым питанием, каковой является Черчен с большинством его притоков, маловероятен сколь-нибудь серьёзный подъём уровня воды из-за дождя.

Следующий звонок от команды поступил наутро в воскресенье, около 7:00 МСК.
— Среди ночи дождь прекратился. Вода совершенно не поднялась. Ремонт близится к завершению, часа через три рассчитываем выйти.

Наконец, еще через двенадцать часов (19:00 МСК 23.09) Шура позвонил в третий раз и сообщил, что команда успешно прошла четырёхкилометровый каньон и сразу по выходе из него встала на стоянку. Без приключений этот ходовой день тоже не обошелся. Оба катамарана поочерёдно кильнулись, но без последствий. Всё удалось собрать. (Комм. Сельвачева: видео оверкиля)

В ближайшие дни ребята планируют выйти в г. Черчен. Срок возвращения в Москву, вероятно, остаётся в силе. Однако, несмотря на то, что основные препятствия позади, участок до г.Черчена — тоже отнюдь не ровная вода, так что сюрпризы не исключены. Все участники здоровы, бодры духом и передают приветы подписчикам рассылки.
Ждём новостей.


Письмо от 23 сентября («Черчен пройден!«)

Друзья, конец нашим волнениям.

Команда вчера вечером прибыла в г. Черчен и сегодня на автобусе выезжает в Урумчи.
На этом моя трансляция, скорее всего, завершается. Ребята сами смогут позвонить или написать.
Спасибо за внимание.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>