Цель

 

«…Очень-очень хочется попасть в ТОТ Тибет. Где можно прожить семь лет, как один день; где летают по своим делам просветленные ламы, а обычные пастухи по утрам запросто заходят к Будде на чашечку чая; туда, где небо становится ближе с каждым днем».
 

Идея родилась давно, весной 2002 года. В пыльной конторе, на восьмом этаже бывшего НИИ в центре Москвы. Ее родители — я и Андрюша Бойцов. Вместе мы растили ее, ухаживали за ней. Старые похрюкивающие кондиционеры пели ей колыбельные. Сначала идея была такая призрачная, эфемерная — дунь и растает. Мы никому дуть не разрешали — не твое, не дуй! Даже кондиционеры отворачивали в сторону. Она росла, наливалась соками, но более реальной не становилась. Тибет никак не желал влезать в рамки нашего мира.

Потом Андрюша уволился, и мне пришлось ухаживать за идеей одному. Теперь это было несложно — она уже крепко стояла на прозрачных ножках. И однажды она пришла ко мне и сказала — или ты сделаешь меня реальной, или я ухожу к другому. Это был ультиматум, я был приставлен к стенке собственной идеей! Надо было гнать ее в три шеи с такими заявами, но я так привязался к ней, что решил попробовать перенести ее в жизнь.

Дальше все завертелось, завертелось… Разговоры с людьми, мегатонны трафика, куча литературы. В конце концов я пришел к выводу, что знаю про Тибет ровно столько же, сколько в начале. Но, в отличии от начала, со мной были еще трое — Тихон, Рома и Леша. Это была моя команда, и теперь это была наша идея.

О легальном проникновении в Тибет не могло быть и речи — у нас просто не было таких денег. Китайцы хотят очень серьезные суммы за пребывание в Тибете, и чем менее доступен район, тем разрешение туда стоит дороже. Думаю, если бы мы честно оформляли наш маршрут, китайцы запросили бы только за пермиты 5-10к$. С другой стороны, множество автостопщиков проникает в Тибет и путешествует по нему. Значит, можно и без пермитов! Главное при этом — не попадаться. В автостопном подходе нам не нравилось одно — невозможность оторваться от дорог, которых в Тибете очень и очень мало. Проходить же колоссальные расстояния от одной дороги до другой пешком, по незнакомой местности, не имея даже подробной карты — это даже из Москвы смотрелось, как ненаучная фантастика.

Размышляя таким образом, мы пришли к необходимости сплава! Путешествуя по рекам, мы сможем попасть в районы, где Тибет еще не разграблен хозяйственными китайцами, где он вырос из того, древнего и таинственного, изменчивого и неизменного. И наши предположения полностью оправдались!

Имея кое-какой водный опыт, мы могли позволить себе достаточно сложные реки, и даже, страшно сказать, первопрохождения! Первый маршрут был придуман по 60-километровой китайской карте, которой любезно одарил нас Олег Матвеев, чудесный человек и путешественник, побывавший в Тибете в 2002 году. По это сверхмелкой карте казалось, что реки Янцзы и Меконг (других на ней просто не было) текут совсем рядом, а значит, можно сделать связку двух рек с пешим переходом между ними. Как ни смешно, этот маршрут мы и выполнили.

Потом появились американские авиационные 10-километровки, потом несколько генштабовских 2-километровок случайно обнаружились в Стенфорде (мы не смогли их найти даже в Ленинке!), и, наконец, перед самым нашим отъездом на Велотуризме.Ру появились 5-километровки Центральной Азии. По ним мы в основном и ходили.

В качестве сплавного судна мы выбрали катамаран-четверку. Четверка для троих из нас — самое привычное судно, кроме того, она, вероятно, оптимальна с точки зрения веса. Баллоны купили в Красном Солнышке, общим весом 11 кг — сказка! Раму заказали тоже у них. Рама-трансформер, цевья весел превращаются в мачту, плюс собирается рея — мы так надеялись на попутный ветер! Весила она около 15 кг. Лопасти весел — из дюралевого листа. Парус — он же тент от солнца и дождя.

Почти вся раскладка состояла из сублиматов Гала-Гала — из расчета примерно 410г на человека в день, всего на 34 дня. Честно говоря, было страшновато идти с такой скудной раскладкой на такой срок. Вся надежда на гостеприимных пастухов, дай им Будда здоровья в этой жизни, и во всех последующих! С Галой-Галой оказалось удивительно приятно работать. Они собрали для нас индивидуальный заказ, да еще и сделали скидку в 2000 рублей!

Очень долго не удавалось получить информацию о препятствиях на реках. Про общий уровень сложности каждой из рек прочитали на сайте американцев, которые собирают данные по всем первопроходам в Тибете. Но они — коммерсанты, и не захотели делиться координатами порогов. И вдруг, незадолго до отъезда, титанические усилия по поиску данных стали приносить результаты. Сначала мы нашли американца Анселя Нанса, побывавшего на Янцзы в 1986 году, члена знаменитой экспедиции Кена Уоррена, которая прошла 1200 миль по Янцзы от ее истока. Он был немногословен «one nasty drop somewhere along your route and no more difficult rapids». Затем вышли на японцев, студентов сельскохозяйственного университета, первопроходцев Меконга. Они выслали нам GPS-координаты порогов на Меконге. Живем!

Запаслись различными lonelyplanet’ами, изготовили дацзыбао на китайском и тибетском языках, посидели на дорожку и поехали.

Запланированный маршрут: г.Москва — г.Алма-Ата — г.Урумчи — г.Голмуд — с.Тотохеянь — сплав по р.Янцзы — пеший переход с р.Янцзы на р.Меконг — сплав по р.Меконг — г.Чамдо — г.Лхаса — г.Кашгар — г.Нарын — г.Бишкек — г.Москва

Наш план первой тибетской экспедиции, 2003 год