1986. Первопроход Янцзы.

Мы сейчас направляемся на Чантанг, Северное Тибетское плато. Есть одна история, связанная с этими местами, которая произошла не с нами, и довольно давно. Но она из тех немногих, которые можно причислить к географическим открытиям конца XX века.

В 1986 году американец Кен Уоррен задумал пройти по реке Янцзы от истока до предела возможностей. Янцзы начинается в центре Чантанга на высоте 5450 метров и течет тысячи километров по безлюдью. Экспедиция Уоррена теперь находится в списке «Величайших водных экспедиций» (First Descents: Expeditions for the Ages) – но за этим ярлыком скрывается история, прекрасная в своем трагизме.

Яо Маошу. Фото с сайта http://www.shangri-la-river-expeditions.com

Кен Уоррен несколько лет пытался получить у Китая разрешение на эту экспедицию. Информация попала в китайскую прессу, и фотограф Яо Маошу, прочитав об этом, решил – он не отдаст американцам честь пройти первыми по «Матери-реке». Он купил лодку и в июне 1985 года стартовал со священного озера Чемо в самых верховьях Янцзы. Как он плыл, видели несколько тибетцев на плато, но никто не видел, где и когда он погиб.
Уоррен получил разрешение в 1986 году и выбрал для сплава август и сентябрь – месяцы высокой воды. В эти месяцы в верхней Янцзы идет до 3000 кубометров воды в секунду – это гораздо больше, чем в любой сплавной реке Советского Союза. Китайцы – отважный народ. Не умея толком ходить по горным рекам, они собрали две команды энтузиастов, которые должны быть стартовать до Уоррена, и вырвать-таки у него пальму первенства. К тому времени, когда Уоррен догнал их, десять человек уже погибли. Китайцы продолжали идти вперед.

Китайские добровольцы готовят свой хитроумный надувной снаряд для штурма порога Янцзы около города Ю-Шу. Все трое членов экипажа погибли при прохождении. Фото с сайта http://www.shangri-la-river-expeditions.com

«Из нашей жизни выпало такое понятие, как первооткрывательство. Большинство людей старается не ходить по лезвию бритвы. Экспедиция на Янцзы дала нам шанс вернуться к корням, победить собственный страх. Когда мы очутились на спине беснующегося дракона, когда разведка оказалась невозможна, когда о том, чтобы остановиться, не могло быть и речи – вот тогда я почувствовал, в чем самая суть жизни. Там, на грани жизни и смерти, бытие открылось нам так глубоко, так захватывающе, как это только возможно. Это чувство знают солдаты, идущие в битву. Это жизнь на пределе», — напишет в своем дневнике Ансель Нанс, второй фотограф и посудомойка в начале экспедиции, и капитан штурмового рафта в ее конце.

Начало сплаваНачало сплава на высоте около 5000 метров. Фото с сайта http://www.ancilnance.com

Экспедиция Уоррена прошла 1800 километров от истока Янцзы до города Батанг около границы Тибета. Через 4 дня после отплытия от отека легких умер Дэвид Шиппи, фотограф National Geographic. Группа не имела возможности вернуться к точке старта, а вертолеты не летают на таких высотах. Большая Земля узнала о смерти Шиппи только месяц спустя, когда группа дошла до города Ю-Шу в Тибете. Шиппи был похоронен на берегу Янцзы – мы в 2003 году видели его могилу – веское предостережение любителям быть первыми.

Похороны Дэвида ШиппиТело Шиппи опускают в могилу на берегу Янцзы. Фото с сайта http://www.ancilnance.com

После смерти Шиппи группа раскололась. Отношения в группе обострились, и в Ю-Шу четверо человек покинули реку. Ансель Нанс, который первый раз в жизни шел по горной реке, по необходимости принял пост капитана одного из четырех рафтов. А река после Ю-Шу резко усложнилась.

Никто из участников экспедиции никогда не видел такой огромной бурной реки. Высота волн достигала 9 метров. Длина рафта – всего 5,5 метра, переворот рафта приведет к тому, что люди окажутся во вспененной воде и задохнутся рано или поздно. Уоррен придумал выход – четыре рафта связали ромбом размером 11 на 7 метров. Этот «суперрафт» (“diamond superraft”) был почти неуправляем, зато его сложнее было перевернуть. В гигантском пороге один из рафтов оторвало, и он перевернулся. Остальные три не смогли причалить, и их унесло далеко вниз. Никто не погиб, но звоночек услышали все.

Суперрафт«Суперрафт» Уоррена проходит порог. Фото с сайта http://www.ancilnance.com

Дальше двигались с величайшими предосторожностями, стараясь разведывать все, что впереди. Впереди оказался каньон с вертикальными стенами, который невозможно было просмотреть. Обратный путь тоже был отрезан скалами. Впоследствии Кен Уоррен назовет этот участок реки «XII уровень сложности» . Апофеозом каньона стал «Порог Будды». Вся река падала в огромную пенную яму, и «суперрафт» Уоррена унесло туда же. Он полностью ушел под воду. Под колоссальным давлением один из рафтов лопнул, и его забило под связку из остальных трех. Там же оказались Кен и Ансель. Оба невероятно везучие, они попали в воздушный пузырь, и сразу после порога выбрались на рафты.

Порог БуддыКадр с видеокамеры, смонтированной на «суперрафте». За секунду до падения в колоссальную пенную яму в «Пороге Будды». Об управляемости здесь нет и речи. По настоянию китайских членов команды над «суперрафтом» реет китайский флаг. Фото с сайта http://www.ancilnance.com

За «Порогом Будды» появилась возможность выбраться на Тибетское плато по крутому склону каньона. Начались тягостные беседы – идти дальше или эвакуироваться. Каякер экспедиции Пол Шарп не стал ждать решения команды, бросил свой каяк на берегу и полез на плато. Через несколько дней его, полузамерзшего, обнаружил тибетский кочевник и вывел к людям.

Кен убеждал остальных, что дальше начинается не сплав, а русская рулетка. Но опьяненный удачей Ансель настаивал, что нужно идти дальше. Он привлек на свою сторону Рона Мэттсона, правую руку Уоррена, а также двух китайских участников. Эти двое были введены в группу по требованию китайской стороны, и показали себя очень достойно. Но у них была задача, четко поставленная Партией и Правительством – пересечь по реке тибетско-сычуаньскую границу, финишировать в мейнленде. На пятый день Кен отчаялся убедить мятежников, собрал рюкзак и ушел вслед за Полом Шарпом. Его путь к людям тоже не был простым.

Группа без четкого руководства прошла еще один день по очень опасной воде, и следующей ночью единогласно проголосовала за окончание маршрута. Сдались даже китайцы. Так закончилось первое прохождение величайшей реки Азии, китайской «матери-реки». Так было положено начало первопрохождениям великих Тибетских рек, некоторые из которых на нашем счету. Только было это уже в следующем, XXI веке.

6 комментариев на 1986. Первопроход Янцзы.

  1. А как вы считаете сами — такой риск оправдан? Особенно это касается китайцев, из которых «десять человек уже погибли», но остальные продолжали сплав несмотря ни на что. Среди русских туристов приняты другие отношения с группы, и причиной схода с маршрута становится даже серьезная травма одного из участников.

    Похожей решительностью «будь что будет, но я добьюсь своего» обладал Морис Уилсон, который, не будучи альпинистом, решил подняться на Эверест.

    PS Меня зовут Тоня. Мы с вами в некотором роде коллеги. Мы с мужем около 2-х лет путешествуем в Азии. Ходим в пешие и велопоходы. В Тибете у нас тоже было несколько любопытных походов — вокруг озера Намцо и по Брахмапутре, а также в Цинхае, Сычуани и Юньнани.

  2. Тоня, привет! Я стараюсь не оценивать действия людей. Слишком люди разные и слишком мало мы знаем про их мотивы и побуждения. Как оценивать поход Амундсена на Южный полюс? А как Скотта? В случае с Кеном Уорреном мне нравится сама история, ее драматические перипетии. И еще я думаю, что многие, погибшие в пути, воскреси их, пошли бы снова, даже зная, что их ждет.

    • Оценивая, я пытаюсь примерить на себя. Мы периодически попадаем в ситуации, когда нужно решать: идти вперед или нет или как вообще поступать. Поэтому я, как и многие туристы и альпинисты, любую экстремальную горную ситуацию рассматриваю как наглядное пособие.

      >> И еще я думаю, что многие, погибшие в пути, воскреси их, пошли бы снова, даже зная, что их ждет.
      Уверена, что это так.

      PS Вам сейчас не до этого, но все же скажу: мне не приходят в почту уведомления об ответе на комментарии.

      • Все же в реальной ситуации не станешь адресоваться к опыту других, даже очень достойных людей — будешь поступать в соответствии со своей совестью. А совесть — какая-то неуловимая хрень, мало зависящая от того, «какие ты книги читал». На мой взгляд, разборы полетов в походах нужны для того, чтобы понимать, какие в принципе варианты действий возможны, и иметь их под рукой тогда, когда решение нужно принимать быстро. Хорошая аналогия на ту же тему — тренировка спасработ. Без нее человека можно потерять на ровном месте. Но эта тренировка не подскажет, проводить их или нет в конкретной ситуации.

      • Вот чорт! Это я про письма, которые не приходят. Спасибо, что сказала. Постараюсь разобраться в этом темном лесу, когда мы остановимся, наконец, где-нибудь. Мне то письма приходят, я поэтому не сном и не духом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *