Заповедный старичок Саджи Коджам провел нас через водораздельный хребет из бассейна реки Курунг в бассейн Каменга. Мы знали это только из карт – в плотных джунглях, где перспектива съедается ближайшими опутанными лианами стволами, мы бы и перевал пропустили, если бы не GPS.
Все хорошее когда-нибудь кончается, кончилась и наши странствия в джунглях Аруначала. Дождевой лес расступился, впереди показались крыши первой деревни. Саджи улыбнулся нам в последний раз, развернулся, и, не меняя темпа, нырнул обратно в зеленое море.
В деревне жили ниши, и в следующей деревне жили ниши, и в той деревне, что лежала за следующей, и так до самой дороги. В наших прошлых записях мы уже много писали об этом народе, поэтому здесь я ограничусь только фотографиями – посмотрите на людей ниши и немного через их плечо.
Прежде, чем мы встретили кого-то из жителей деревни, мы увидели Дверь. Эта доска вырублена одним дау из цельного ствола. Пилы здесь не знают. Мне эта дверь напомнила беспечную пору юности, когда на уроках труда трудовик поручил нам вытачивать напильником отвертку из стального прутка в большой палец толщиной.
Дверь отворилась, и оттуда вышла пожилая женщина и несколько ребятишек.
Женщина в диком восторге от своего портрета. Портрет она увидела на экране роминого фотоаппарата.
Подрастающий охотник: такой рогаткой местные жители способны добыть себе мяса на ужин – крысу или белку-летягу.
Очаровательная бабушка-ниши. Мы осведомились у нее, забредали ли в ее деревню иностранцы. «Были, были. Хорошо помню, упал в джунгли самолет, а через несколько дней пришли иностранцы». Самолеты перестали падать в джунгли Аруначала в 1945 году.
Еще одна старушка, сморщенная, как чернослив, но боевая, как Майк Тайсон.
Семь голов и восемь ног – у троих детишек на загривках детишки поменьше. В обязанность маленьких ниши входит таскать на спине своих младших братьев и сестер.
Дом на краю поля. Кто, кто в теремочке живет?
Хозяйка оказалась неподалеку – несет с поля обмолоченное зерно.
Раздвинув колосья, можно найти и будущую хозяйку дома. Как у многих детей в Аруначале, у нее вздут животик от недостатка белков.
Привольные холмы Аруначала – по дороге в районный центр, поселок Чантаджо
Пригороды Чантаджо. Технический прогресс ворвался сюда уличными фонарями на солнечных батареях. А у вас в деревне есть такие?
Ночью мы приходим в Чантаджо и попадаем на шумную вечеринку. Только с утра, за рюмкой лечебного апонга, мы узнаем, что это было заседание рабочей группы, посвященное скорому прибытию губернатора штата.
Утренний Чантаджо. Над домом развеваются флаги древней религии Солнца и Луны – Доньи-Поло.
«Я тебе не робкая деревенщина! У меня папа – шаман и министр культуры».
Посмотрите внимательно. Ничего не напоминает? Конечно, так у нас на рынках торгуют семечками – 10 рублей за стакан. Стакан здесь такой же и цена примерно та же, но вместо семечек – клопы. Клопов в Чантаджо любят полузгать и взрослые, и дети.
Мы прибыли в столицу округа, город Сеппу. Первая нищенка, просящая подаяния, которую мы видим за много дней.
Как всегда в столицах, нищета соседствует с блеском. Этот благородный идальго – явно не последний человек у себя в деревне. На нем – шикарный костюм от Версаче, отороченный мехом мексиканского тушкана.
Кажется, в Сеппу съехались на парад все фрики Аруначала.
Это – несомненно великий вождь. Его дау точно длиннее вашего, на шапку пошел всамделишний леопард, а чтобы ни у кого не было сомнений, на двубортном пиджаке вождя, как орден, прикреплена челюсть этого леопарда.
Челюсть леопарда на пиджаке вождя
Это не новая загадка. Это мост в Сеппе. Точнее, это был мост. За несколько дней до нашего приезда в Сеппу оборвались тросы, держащие мост, и он рухнул в воду. В это время на мосту находилось более 50 человек. 14 из них погибли, в основном дети, еще несколько человек пропали без вести. Оказалось, что в этот день над рекой был лет каких-то съедобных насекомых, и на мост набилась толпа желающих поймать себе ужин. Мост не выдержал и оборвался. Уголовное дело закрыли по причине того, что ответственный за мост оказался в числе погибших.
***
Прощай, Аруначал! Мы погостили у тебя на славу, и теперь отправляемся в гости к твоим сестричкам. Мегалайя, накрывай на стол!
Один комментарий на Наши ниши