Скажу я вам далее про страну лакхов. Большие они мастера в устройстве троп, и большие затейники в росписи. В каждом доме стены презатейливо изукрашены, увидишь тут и зверя диковинного, и цветы всякие. Вдоль троп же набожный народец сей ставит чортены и ступы, суть кумирни свои, а на тропе любой камень поверни – найдешь на нем резьбу искусную.
Тропа до деревни Пани: построенные из камней мост и «балкон».
Тропа до Пани уходила по склону распадка, где-то внизу весело скакал к Салуину один из его многочисленных притоков. Неожиданно тропа эта оказалась верхом инженерного искусства, не просто протоптанная, но отстроенная из камней и аккуратно выложенная каменными плитками, с мостиками через осыпные участки. Пару раз наш путь пересекали «арыки» – каналы, шириною в полметра, укрепленные камнями и современным бетоном, по которым вода убегала куда-то за перегиб. Совсем стемнело, Пема, очевидно, решил больше не ждать нас, доверив хорошей тропе, и нам оставалось только гадать, сколько ещё идти до деревни. Через пару часов за очередным поворотом вспыхнул далеко вверху огонек, и ещё один, и вот уже мы катили велосипеды мимо каменных оград, отдельных построек, белеющих флагов у старого чортена. «Пема!» — тщетно кричали мы и включали проблесковый маячок фонарика. Каменные ограды превратились в целый лабиринт узких улочек, с небольшими дверцами, ведущими в огороды, традиционными тибетскими лестницами – бревнами с насечками ступенек, нависающими деревьями. На крики, наконец, где-то вверху ожила и направилась к нам пляшущая точка фонарика. Приблизившись, точка оказалась … серьезным мальчиком лет четырех с огромным многодиодным фонарем. Юный посланец молча направился вверх и в сторону, за поворотом возникли освещенные окна, и вот уже выскакивают на крыльцо Пема и какие-то люди, хватают у нас велосипеды, ведут нас в дом, и до чего же славно в этом доме!
Расписанные стены комнаты в тибетском доме.
В большой комнате с ярко расписанными стенами стоят напротив лавок большие сундуки, служащие столами, на столы несут непременные пиалы риса, большую тарелку жареных овощей, темные кувшины ча-сумы, в этот поздний час собираются женщины, дети, бабушки занимают скромные места поодаль. Приходит с неизменным барабанчиком в руке патриарх семейства – замечательно колоритный согбенный дед. Рассказывает о корах, которые он прошел, расспрашивает, откуда и куда мы идем. Если говоришь здесь: «В Лхасу», каждый понимающе кивает головой. Все пути паломников ведут в Лхасу, и пути эти бывают куда более долгими, чем наш веломаршрут. На одной из дверей обнаруживается любопытная роспись – реки, текущие вокруг высоких гор. Это ж наш великий поворот Брахмапутры! «Ярлунг Цангпо?» — спрашивает Саша. «Ре, ре, ре» — согласно кивают хозяева. Второй рекой оказывается, конечно, Салуин. Нак-чу его здесь не называют, зовут по-китайски, Нудзянем.
Великие реки Тибета, Ярлунг Цангпо (Брахмапутра) и Нак-чу (Салуин) в росписи тибетского дома.
Наутро страшно жаль покидать гостеприимную деревню и её славных открытых жителей, не спешит и Пема. Ещё вечером мы поняли, почему он согласился пойти с нами и почему так спешно умчался в Пани, не дожидаясь нас: был здесь у Пемы особый интерес – молодая улыбчивая хозяйка дома.
Дальше нам предстояло идти древней караванной тропой через пятитысячный перевал – тропа и теперь остается «караванной»: до ближайшего магазина, да даже и до дороги – многие километры пути, товары сюда по-прежнему привозят на спинах мулов и лошадей.
Деревня Пани на притоке Салуина
Жители деревни
Древняя, выложенная камнем тропа, уходящая вверх от Пани крутым серпантином, приносит много открытий. «Мани-стоун», сложенные в тур камни с высеченными мантрами, где Саша находит очень редкое изображение – стопу Будды; древний чортен, где чудом ещё держится деревянная башенка; в другом чортене устроен сбор дождевой воды и заботливо оставлена жестяная баночка – с наслаждением пьем и только после замечаем бурно кипящую на дне жизнь микрофауны.
Тур, сложенный из «мани-стоунов», камней с высеченными мантрами
След стопы Будды на камне
Метрах на пятьсот выше Пани вдруг начинаются большие поля ячменя, буддийские флаги лунг-та, деревянные домики: горные плантации трудолюбивых паничан; встречаем и столь давно желанные абрикосовые деревья – правда, плоды на них мелкие и твердые. И чем выше забирается тропа, тем удивительнее открываются виды – на изгибы Салуина, на далекие хребты.
После обеда входим в зону леса, высота уже больше трех с половиной тысяч. Невероятная страна: буквально вчера мы ужинали мексиканскими кактусами, сегодня завтракали в тени южных абрикосовых деревьев, а теперь оказались на Южном Урале. Знакомые с детства тропинки, усыпанные хвоей, те же деревья и травы, родные до боли запахи. Нахожу землянику, пусть чуть другую на вкус, но настоящую лесную землянику, алые кисточки костяники, встают вдоль тропы колючие кусты малины и шиповника. Кульминацией становятся пара рыжиков под сосной. На краю света я словно возвращаюсь в детство, возвращаюсь домой.
Высота 3600 м, зона хвойного леса
Лесная земляника
Пема с лошадьми убежал далеко вперед. Неожиданно выходим на открытое пространство, чуть выше ходят, позвякивая, наши черная и белая лошади, а перед нами – несколько низких хижин из камней и бревен, с чуть не вросшими в землю деревянными крышами. Над одной из крыш приветливо вьется дымок, а у входа стоят наши велорюкзаки. Вот он, наш очередной дом!
Однако в доме нас ждет очередное удивление. Пемы тут нет, а у огня, разожженного на земле между досок пола, сидит чета совершенно сказочного вида старичков.
Бабушка на пороге избушки кочевья
Так это лесная клубника! Как раз на Южном Урале такая растёт.
Таки земляника! Мне тут уже сообщили, что как раз в Тибете растет азиатский вид orientalis)
А почему Эй и Оу?
Это уважительное и ласковое обращение к пожилым людям, бабушка и дедушка сами нам так представились, так мы к ним и обращались)
За росписи и резьбу отдельное спасибо). А они там до сих пор вырезанием мантр занимаются или это от предков осталось?
Эй и Оу — это же старосветствие помещики! Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович) Настоящие! Только китайские).
Еще как занимаются!
Зимой работы мало, и мужчины могут целыми днями резать на камнях «Ом мани пеме хум», и складывать в горы около дома. Мы в Северном Кхаме видели камнеклады метров по 30 диаметром, где толстым слоем лежат недавно нарезанные камни с мантрами.