Гигантский горный массив Кунь-Лунь, с севера ограничивающий Тибетское плато, до наших дней остается «белым пятном» на картах, в котором лишь единицы путешественников протоптали узкие дорожки. Первым среди них был Пржевальский, давший русские названия хребтам и вершинам Кунь-Луня. Крупные открытия в этом районе продолжаются и сегодня, когда, кажется, космические спутники уже все разглядели с орбиты. В 2009 году экспедиция Отто Чхетиани открыла вершину Восточный Чонг-Музтаг (6976м) в верховьях реки Керия. Высочайшую вершину хребта, которой не было ни на картах, ни на спутниковых снимках.
Карта Китая. Красным выделен Синцзянь-Уйгурский автономный округ (СУАР) Китая, в котором проходила экспедиция. СУАР граничит на юге с Тибетом, на востоке — с китайскими провинциями Цинхай и Ганьсу. Столица СУАР — город Урумчи. По южной границе Синцзяна протянулись с запада на восток хребты Кунь-Луня.
С ледников Кунь-Луня, прорывая горы на своем пути, в пустыню Такла-Макан текут многоводные реки, чтобы без следа раствориться в ее бескрайних песках. Нам известны только две попытки прохождения этих рек. В 1990 году американцами пройдено среднее и нижнее течение Яркенда, самой западной реки Кунь-Луня. В 2007 году экспедиция Сергея Черника прошла верховья Юрункаша, но закончилась гибелью четырех участников на сложнейшем участке реки.
На карты этого куска Китая пускали слюни все самые именитые путешественники прошлого и настоящего. Весь центр карты занят великой пустыней Такла-Макан, до сих пор скрывающей под песком города умерших цивилизаций. «Болото» справа — ложе озера Лобнор, которое собирало в себя сток рек всей Центральной Азии. К его берегам подходил Пржевальский с караваном верблюдов, при его пересечении в 1986 году от жажды погиб Юй Чунь Шунь — самый именитый китайский путешественник. Дороги, пересекающие южную границу СУАР — легендарные Каракорумский и Западно-Тибетский тракты, высочайшие дороги мира. Маленькие красные треугольнички между ними — это на самом деле огромные великолепные горы: Музтаг-Ата, Конгур, К2 (Чогори). Вот в такой семейке живут наши реки, вполне достойные своих родственников.
Нашей целью было прохождение одной из рек востоку от Юрункаша – Керии или Черчена. В СУАР последние годы неспокойно – уйгуры не приемлют политику, которую проводит в их отношении Пекин. Иностранцев стараются не пускать в горы, пугая возможной встречей с уйгурскими террористами. Тем не менее, нам повезло заехать на Черчен и пройти весь его сплавной участок. Сплав начался в горах, закончился – среди песчаных дюн Такла-Макана.
Черчен оказался невероятным! Он весь зажат в узкие каньоны, выходы из которых можно пересчитать по пальцам. Иногда разведку приходилось производить виртуально, по спутниковым снимкам. Иногда не помогали и снимки – меандрирующие стены каньона перекрывались, течение реки не было видно со спутника. Такие участки мы называли «метро», и опасались Черчена, зажатого в узкую щель. Но все-таки шли.
На интерактивной карте отмечены начало и конец сплава — точки Стапель и Антистапель. Также поставлена точка входа в порог «Эскалатор» и точка входа в первое «Метро». Попробуйте найти на снимках остальные «Метро» Черчена — со второго по шестое.