Туда, где кончается Радуга, 2011-2012.
А дальше было вот что: мы, конечно, страшно хотели набрести по дороге хоть на крошечный хуторок народа куки, посмотреть одним глазком на легендарных «интервентов» и злодеев – что-то подсказывало, что не может мир холмов быть таким «плоским» и черно-белым, как рисуют его нага, при всей нашей к ним огромной симпатии.
Но ни жилья, ни патрулей нам так и не встретилось, и ничего примечательного до самого Хундунга с нами не приключилось – только бесконечные холмы, и дорога в них, как положено таким дорогам: все больше вверх, чем вниз.
Дорога по Укрульским холмам и загородки на ней от разбредающегося скота
Зато сам Тангкул Хундунг сторицей окупил все сложности пути. Наверное, у каждого, кто идет в никуда, бродит по местам, о которых ничего почти не известно, есть спрятанная глубоко внутри мечта об Эльдорадо, Шангри-Ла или Лориэне – подставьте, что ближе лично вашему внутреннему эскаписту – белом городе, лесных чертогах, которые откроются вдруг после долгих дней пути по горам и дебрям. О месте, где история пошла по-другому, и время идет по-другому, и где вам по-настоящему удивятся и обрадуются, как посланнику иного мира. В наши дни спутниковых снимков и транспортных средств эта мечта становится совсем эфемерной. Что там Эльдорадо – в путешествиях почти не осталось самого элемента неожиданности.
Нет, эльфы и летающие йоги в Хундунге не водятся. Нет золотых чертогов, молочных рек и перламутровых рыбок. А есть вот что: посреди заросших джунглями холмов, совсем в стороне от асфальта и дорожных указателей, где весь наш опыт предсказывал пару бамбуковых хижин и горстку обаятельных аборигенов, мы попали в образцово-показательное поселение и сообщество. Белоснежные домики, утопающие в цветах, аккуратные веранды и балконы, лавочки на улицах, фруктовые деревья в садах. И милые, учтивые жители, от самых мелких карапузов до почтенных матрон.
Нас тотчас же подхватили под белы рученьки и повели к вождю, отобрали и покатили туда же велосипеды. Во дворе у вождя мгновенно образовались шесть кресел и амфитеатром начали стягиваться люди. Вождь, K.B.Son, замечательно умный, дельный и немногословный человек, тепло нас поприветствовал и занял место рядом с нами в президиуме. Собралась вся деревня, и началась пресс-конференция.
Это Кей.Би.Сан уже следующим утром пишет для нас верительную грамоту для всех земель Тангкулов: «Группа из 5 русских. Всюду пропускать, кормить и оказывать всяческое содействие.»
Слово захватил шумный учитель. Он обрушил на нас целый поток сентенций и комплиментов, от лица присутствующих, на английском с непередаваемой красоты местными оборотами, он пел нам оды и задавал тысячи вопросов.
«Русские! Какая честь и удача, к нам приехали русские! Я учитель, детей в школе я учу так: кто первый человек, полетевший в космос? Гагарин! Русский! Кто первая женщина в космосе? Валентина! Тоже русская! И первые гости в нашей деревне – русские, какое удивительное, какое судьбоносное совпадение! Мы впишем это золотыми буквами в историю деревни Хундунг!…»
Так продолжалось часами. Мы всерьез начали чувствовать себя звездами космической величины. Только после наступления темноты нас увели в дом на ужин, и весь вечер ещё приходили люди, поговорить о политике и географии, расспросить, рассказать – умные, эрудированные собеседники со своим взглядом на окружающий мир.
Глебы воздают должное тангкульской кухне.
Уже позже, изучая вопрос, мы узнали, что Нага Тангкулы – один из наиболее образованных и продвинутых во всех отношениях малых народов Северо-Востока. В основном, они сами так пишут о себе в интернете – сюда, действительно, почти никто из внешнего мира не добирался. У них есть свое научное сообщество, яркие политические деятели, на тангкульских форумах ведутся вежливые беседы о сохранении национальной идентичности и о цивилизованных методах борьбы за Великий Нагалим. Полтора века назад сюда добирались миссионеры – и весьма успешно. (В деревне Хундунг сейчас даже идет некоторая борьба двух конфессий, есть два храма – и католики проигрывают баптистам в популярности). Но дальше они развивались самостоятельно, выбираясь поучиться у «большого мира» и позаимствовать то, что сочли полезным для себя.
Лёгкий ужин при керосиновой лампе
Кухни – самые традиционные. Так они выглядели и сто, и двести лет назад.
Ещё с вечера нас предупредили: утром будет официальное мероприятие в вашу честь. Самые уважаемые люди придут вас поприветствовать в самой парадной одежде. Очень просим вас запечатлеть это памятное для деревни событие на вашей хорошей фототехнике и прислать нам позже фотографии почтой. (Мы часто и в разных странах пытались прежде попросить адрес, чтобы прислать позже фотографии, наладить переписку. Чаще всего люди понятия не имели, что такое почта. Здесь нам торжественно на плотных белых листах бумаги написали полный адрес все, кто мог, предъявили почтальона и джип, на котором он раз в неделю привозит почту из самого Имфала).
А утром, действительно, пришли старейшины.
Учитель снова что-то пламенно вещает
Дамы не одобрили походные ботинки и выдали мне для фотосессии розовые туфельки
Исторические кадры, для пущей важности мы расчехлили штатив – не хватает только черной накидки и вспышки в руке.
А вот так ткут эти чудесные тангкульские шали – у окна, теплыми ясными вечерами, с видом на холмы Манипура.
Экономическая блокада сказалась на жизни Хундунга таким образом: электричество здесь выдается через день: например, в 8 утра в понедельник включаются генераторы, и в 8 утра вторника они выключаются на сутки. Во вторник все просто включают заряженные за понедельник аккумуляторы. Но они бы и вовсе без света посидели – если бы это могло помочь делу Великого Нагалима.
Нам сложно быть объективными – мы крепко подружились с одной из сторон конфликта и совсем не познакомились с другой. Но нам наше пребывание у Тангкулов очень напомнило посещение академгородка: резервации образованных, доброжелательных людей посреди джунглей – в данном случае, самых настоящих. Кто знает, может быть, свободный Нагалим мог бы быть весьма интересным государством?..
После фотосессии началась церемония одаривания: мне предложили выбрать лучший шарф из гардероба жены Кей Би Сана, Саше вручили старую каменную трубку, Глебу подарили отличную рогатку. Пастор нес нам книжку псалмов на тангкульском, учитель – расписание школьных праздников. Нас снова кормили, расспрашивали, звали в гости.
Трудно уезжать из таких мест. Всегда находится сотня поводов остаться – доработать словарь, посмотреть строящуюся церковь, снять всех прекрасных бабушек деревни и перепробовать все их блюда. Побездельничать в комфорте, застрять вне времени. Но нужно двигаться дальше. Железные кони бьют копытом, пружина дороги раскручивается внутри, и путеводный клубок нашей истории снова катится куда-то за холмы.