Нагаленд

Туда, где кончается Радуга, 2011-2012.

Маленький, но гордый штат Нагаленд лежит на границе между Индией и Мьянмой, на крутых склонах холмов Нага Хиллз и Паткаи Хиллз, которые в любом другом месте Земли, наверняка, назывались бы горами, но по соседству с Гималаями их зеленые хребты не дотягивают до горного статуса (средняя высота Нага хиллз – 1800 м, высшая точка Нагаленда п.Сарамати – 3826 м).

Нагаленд

Холмы Нага Хиллз, Нагаленд

Если приглядеться – можно увидеть, что холмы населены и возделаны. Населяют их многочисленные племена нага – ао, коньяк, ангами, лотха, мао и прочие: всего 16 крупных и десятки мелких этнических групп. Воинственные племена, живущие в столь пересеченной местности, развили собственные языки и обычаи и веками самозабвенно враждовали друг с другом. Только прожив более века под властью англичан (а ещё прежде побывав под жесткой рукой соседней Бирмы), нага поняли, что нужно объединяться. И начали бороться за самоопределение: так в 1963 году в Индийском союзе появился отдельный штат – Нагаленд, по территории куда меньший, чем ареал обитания племен нага. (Условный Великий Нагалим, страна свободных нага, заветная мечта нагских сепаратистов, включает, помимо Нагаленда, часть Аруначала, районы восточного Ассама, приличный кусок Бирмы и холмы Манипура).

Штат Нагаленд (карта wikipedia.org)

Нага – племена необычайно разнообразные, самобытные и колоритные. Языки у каждого из племен, будучи все тибето-бирманской группы, отличаются настолько, что племена не понимают друг друга. Впрочем, долгое время у них и не возникало потребности общаться. Когда же бесконечные кровавые междоусобицы начали уступать место торговле и политике, образовалась единая для всех племен лингва франка — нагамский язык; в основу его лег ассамский – индоевропейский язык (торговать нага спускались в долины Ассама). А при образовании штата официальным языком в нем сделали английский. Так и говорят сейчас нага – в родном племени на древнем, но никому кроме них не известном диалекте, с соседними племенами на нагамском — пиджине на основе ассамского с лексикой из разных племенных диалектов, с индийским правительством – на английском.

У нага сложилась замечательная орнаментальная культура. Узоры и символы наносились на кожу в виде татуировок, вырезались на деревянных опорах домов, на ритуальных барабанах, выплетались в ткани, составлялись в украшения. И опять же – каждый клан имел собственные орнаменты, традиционные узоры и украшения. Нага резали из дерева ритуальные фигурки и барельефы, плели воинские шлемы, украшая их огромными клыками и пучками шерсти, отливали украшения. Творчество племен нага занимает, пожалуй, половину – и самую колоритную — коллекции прикладного искусства в музее коренных народов Северо-востока Индии в Шиллонге.

Традиционный головной убор воина нага. Коллекция музея Don Bosco Center for Indigenous Cultures

Деревянные статуэтки, нага. Коллекция музея Don Bosco Center for Indigenous Cultures

Шейное украшение «сангком». Кхиамнган-нага. Коллекция музея Don Bosco Center for Indigenous Cultures

Ожерелье коньяк-нага. Коллекция музея Don Bosco Center for Indigenous Cultures

Замечательно, что большинство из этих традиций прикладного искусства сохранились, музейные экспонаты – это не пыльное историческое наследие, а вполне «живые» и используемые современными нага предметы.

Совсем ещё недавно – в 60-х годах прошлого века – племена практиковали «охоту за головами» — необходимым элементом мужской инициации и получения авторитета было отрезание головы врагу, головы коллекционировали и с гордостью демонстрировали.
Резать головы перестали не столько из-за боязни наказания со стороны индийского правительства, сколько благодаря массовому переходу в христианство (сейчас 90% населения штата – христиане, большей частью баптисты). Вслед за уходом кровожадного обычая, стало исчезать и традиционное искусство татуировки (татуировку носили воины, право на её ношение получалось соответствующим образом).

Татуировка воина нага из деревни Поньо (округ Сагаинг, Мьянма). Коллекция музея Don Bosco Center for Indigenous Cultures

Коньяк-нага, д. Вамса, округ Мон, Нагаленд

Вместе с традиционными верованиями отмирают и другие ритуалы и привычки, с новыми дорогами в штат проникает прогресс – и денежные отношения. И все же удаленность от большого мира и крепкие социальные связи позволяют племенам нага во многом сохранять свой традиционный уклад. Плетеные дома по-прежнему строятся всей общиной, возделываются заплатки полей на склонах холмов. Живы в деревнях боевые татуированные дедушки, хранящие в корзине в дальнем углу отборные трофейные черепа. В соседних корзинах хранятся ритуальные деревянные фигурки и старинные украшения из кости и камней. И изредка гудят ещё над холмами гигантские древесные барабаны, сообщая о большой опасности или большом торжестве.

Конечно, вся эта красота и самобытность не могли не привлечь туристов. Долгое время штат имел особый режим въезда, необходимо было заранее оформлять посещение, требовался гид и установленный маршрут – это сдерживало поток. В 2011 году штат открыли на год – приезжающих стало значительно больше, в декабре на фестиваль Хорнбилл (птицы-носорога) под Кохимой, организуемый правительством штата, приехало столько иностранных гостей, что их не могли вместить даже специально по этому случаю строившиеся гостиницы. В 2012 режим безпермитного въезда продлили ещё на год.

Фестивальное представление: пхом-нага бьют в логдрам – древесный барабан. Коллекция музея Don Bosco Center for Indigenous Cultures

К счастью, кровавая репутация нага и воинственные сепаратистские настроения удерживают этот поток в рамках асфальтированных дорог к городам и поселкам с гостиницами и сувенирами, в рамках красивых племенных фестивалей – а за рамками остаются высокие гребни холмов, узкие тропки и бамбуковые деревни на склонах.

Деревня племени коньяк-нага в округе Мон.

Мы с велосипедами двигаемся в дальний угол Нагаленда – на границу с Бирмой, в округ Мон, где живет племя коньяк. Прямо на границе стоит известная путеводителям деревня Лонгва, родина многих экспонатов из музейной коллекции. Граница здесь довольно условна – в холмах нет ни пограничных столбиков, ни контрольной полосы – но непроницаема для иностранцев. На той стороне гряды холмов живут те же нага, только уже бирманские – дорог у них, практически, нет, военных и властей – тоже, и местные жители спокойно пересекают воображаемую границу в обе стороны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *