Дикий, дикий Запад

Деревня Тонг-Щё на берегу р. Салуин
Деревня Тонг-Щё на берегу р. Салуин

Непонятная, непривычная деревня открылась нам на спуске к Салуину: кубики домов собраны в кучку на сером обрывистом берегу, заплатки огородов отвоеваны у скал поодаль – совсем нетипично для тибетцев. Всей связи с миром – мост и еле заметные тропки.

Серпантин нашей тропы по отвесной почти стене, кажется, никогда не кончится, сложно удерживать велосипед, ворочать его на узеньких полочках поворотов. Колодки тормозов, хорошо потрепанные и прежде, стираются на этом спуске подчистую. На сколько таких спусков нам хватит запасных?..

Тропа к мосту через Салуин
Тропа к мосту через Салуин

Тропы Тибета беспощадны к велосипедам
Тропы Тибета беспощадны к велосипедам

Внизу повторяется уже знакомая история, появляются над обрывом три головы, внимательно наблюдающие за нашим спуском. Когда мы без сил падаем на теплые доски моста, среди трепещущих на ветру флагов, наблюдатели кубарем скатываются вниз, подхватывают велосипеды, велорюкзак и играючи поднимают их вверх по осыпи. Нам остается только благодарно улыбаться и брести, спотыкаясь, за спасителями.

Вблизи деревня Тонг-Щё оказывается похожей на заброшенные после съемок декорации классического вестерна. Ряды дощатых домов, вдоль которых ветер гонит мусор и пыль. Не хватает только покосившихся вывесок салунов и опрокинутого в грязь дилижанса. Эти домики будто перенес сюда из Канзаса тот самый ураган, что когда-то унес девочку Элли. В американском оригинале книги Элли попадает на другую сторону радуги.

Улицы Тонг-Щё
Улицы Тонг-Щё

Но вьются над домами молитвенные флаги – лунг-та, взбираются на каменные ограды тибетские бревна-лестницы, высятся неподалеку башенки чортенов. Мы в Тибете.

И снова нас зовут в дом, взбивают свежий масляный чай — ча-суму, участливо цокают языками, расспрашивают. Здесь уже хорошо понимают лхасский тибетский и говорят на нем, хоть и утверждают знакомое – Тибет дальше, за перевалом.

Наверное, по нашим рассказам, тибетцы могут показаться людьми бесконечно милыми и радушными, раскрывающими объятья любому путнику. Это не совсем так. Почти все встречные, особенно люди в возрасте, первым делом непременно показывают нам язык – так в Тибете ограждаются от злых духов. Мы для них явление непонятное и не знакомое, таких людей – с бородой, со светлыми волосами – здесь прежде не видели. А ну как черти? Уже оградившись, непременно предлагают пить – воду, ча-суму, отдохнуть – здесь хорошо знают, что такое жажда и усталость. Часто на нас смотрели с гримасой легкого отвращения, и я долго не могла понять, что же его вызывает. Оказалось, это не отвращение, а, скорее, проявление жалости – жалели мои покрытые волдырями от солнца руки, сочувствовали тяжести ноши.

Эти люди очень непосредственны в своих эмоциях. Когда нас зовут в дом, зовут разделить кров и пищу, это приглашение может иметь под собой две подоплеки: накопление заслуг, очень важная для буддиста мотивация, и обычное человеческое любопытство (с этим непосредственным любопытством хозяева беззастенчиво разглядывают каждую вынимаемую из рюкзака вещь, вертят в руках наши дневники). И только потом, постепенно привыкая к нашему присутствию, убеждаясь, что мы такие же люди, проявляют к нам искреннее участие, становятся добрыми друзьями.

Характерное «приветствие» тибетца в адрес иностранца – высунутый язык, защита от злых духов.
Характерное «приветствие» тибетца в адрес иностранца – высунутый язык, защита от злых духов.

Тибетские деревни часто бывают разбросаны по склонам. Каждый дом – маленький феодальный замок, самостоятельная вотчина, остров посреди огородов и полей. В Тонг-Щё все не так. Здесь собранные на небольшом пространстве люди постоянно ходят в гости, вместе работают, собираются обсудить новости и посмотреть кино. Здесь мы легко смогли познакомиться со всеми жителями – не прошло и получаса после нашего появления, как в дом направилась череда гостей. Здесь мы подружились не с одной семьей, а с целой общиной. И здесь, на краю земли, сложилось, надо сказать, крайне любопытное общество.

Вот Таши, беспокойный аналитический ум. Таши интересует политика, международные отношения, в первую очередь, отношения Китая с соседствующей Индией и другими странами. Выяснив, что Россия – страна добрососедская, Таши стал нам хорошим другом и собеседником, и только вздыхал иногда, наблюдая, как мы пишем дневники: вам-то, небось, махать киркой не приходится. Я бы тоже, как вы, сидел, писал… Таши действительно умеет писать, один из немногих в деревне. И ему действительно приходится махать киркой: это главное занятие мужчин в деревне. Мужчины ведут войну – отвоевывают у скал новые метры огородов. Выкорчевывают камни, строят из этих камней высокие ограды от скота – деревне нужны все новые поля.

Аналитик Таши
Аналитик Таши

А вот, в кокетливой розовой шляпе, строгий, но справедливый блюститель порядка Джигме Тёндуп. Он внимательно изучил наши китайские визы в паспортах – вверх ногами. Важно кивнув, вернул их нам. И тоже стал нам добрым другом.

Блюститель порядка Джигме Тёндуп
Блюститель порядка Джигме Тёндуп

А этого добрейшего силача, главного электрика деревни, мы сразу окрестили Самураем. Правда, хорош? Самурай приходил к нам почитать книгу «Сокровища Поталы» — разобрать с Сашиной помощью подписи к фотографиям. Откуда в далекой деревне такая книга – отдельный рассказ.

Веселый Самурай
Веселый Самурай

3 комментариев на Дикий, дикий Запад

  1. Не понял, откуда взялось, что высунутые языки — ОТ демонов. Я где-то читал (конечно, не помню где), что по мнению тибетцев, у демонов — синие (черные) языки. И поэтому они показывают свои, чтобы сразу уверить незнакомца: я — человек! Опять-таки, сплошное доброжелательство.
    В следующую поездку попробуйте эксперимент: горсть ежевики или черники в кармане, как только в тибетской деревне — закидываетесь, а потом приветствуете по-местному. По реакции должно стать понятно…
    бывают еще какие-то химические леденцы со схожим языковым эффектом.
    Вообще вы супер! Мне около Равока тоже хотелось побольше побродить, там места запредельные.

    • Вопрос с высунутыми языками — очень интересный. Я уже не помню, где впервые прочитал версию, что высунутый язык — защита от демонов. Кажется, в «Монголия и Кам» Козлова. К настоящему моменту я встретил еще несколько объяснений, зачем тибетцы это делают. Самое частое — приветствуют незнакомца. Другое — демонстрируют, что они не демоны и не наследники Ландармы (ты об этом и пишешь). Ну и разные вариации. С другой стороны, у меня накопился солидный запас наблюдений по этому вопросу. Во-первых, язык высовывают только старые люди, то есть эта традиция сейчас отмирает. Во-вторых, часто язык показывают исподтишка, бывает, даже в спину иностранцу. В-третьих, тибетцы никогда не показывают язык друг другу. В-четвертых, язык могут показывать тебе каждый день одни и те же люди. Как видишь, второе наблюдение противоречит идее приветствия или демонстрации «человечности». Четвертое противоречит приветствию незнакомца — какой же ты незнакомец, когда уже несколько дней живешь в их доме? Версия (кажется) Козлова при этом нормально уживается со всеми четырьмя моими наблюдениями.

      Тем не менее, я вовсе не уверен в своей правоте и с удовольствием бы продолжил дискуссию на эту тему. Например, возможен вариант, что, скажем, в Каме высунутый язык означает одно, а в У-Цанге — нечто другое. Все-таки интерференция этих исторических частей Тибета всегда была довольно ограниченной. Ты не хотел бы спросить об этом старых тибетцев, с которыми ты, наверняка, часто общаешься?

    • Хочу добавить пример: в случайном туристическом ролике из Лхасы на 00:59 — очень характерная ситуация показывания языка иностранцу.
      http://youtu.be/yPL8lQXI67I
      Обычно примерно так это и происходило. Незнакомых тибетцев вокруг много, язык же показывается очень изредка и иностранцам, в ситуациях, когда это трудно воспринять как приветствие и проявление уважения. Опять же, никто не ждет и не вглядывается, какого цвета язык покажешь в ответ ты, бывает, что и в спину показывают.
      Версия про черные языки, действительно, очень популярна:
      http://www.dorjeshugden.com/forum/index.php?topic=1742.0
      Но все-таки очень хотелось бы узнать из достоверного источника!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>