В Тонг-Щё мы поселились в доме местного Самоделкина – паренька Ньимы. Ему только 21 и он пока не умеет читать и писать, но зато никто, кроме него, в деревне не способен починить фонарик или миксер. Золотая голова, самородок. Ньима от нас в восторге – расспрашивает про Россию, Америку, подолгу рассматривает наши электронные штуковины. Нам тоже с ним интересно. Большинство людей при первых же языковых трудностях теряют интерес к пришельцам. Ньима не такой. Он потратит и час, и два, чтобы донести свою мысль или понять косноязычного лаовая.
Как-то вечером мы сидели дома у Ньимы за чашкой ча-сумы, и разглядывали альбом с монастырями Тибета. «Вот в этом монастыре был ламой мой дед» — сказал он. И продолжил: «Мой дед был великий лама и путешественник, он открыл много кор». Это значило, что дед-лама находил тропы вокруг священных гор или озер, и после него эти тропы становились путями паломничеств. Стало очень интересно, таких людей даже в Тибете было немного. На наши расспросы Ньима принес большую карту, нарисованную от руки.
«Вот. Это дед нарисовал»
На карте были обозначены реки, озера, горы и деревни. Маршруты паломничеств были отмечены цепочками точек. Конечно, ни о каком масштабе не могло быть и речи, но расположение объектов друг относительно друга было совершенно правильным. Фантастический Ньимин дед по памяти, без каких-либо навигационных приборов, нарисовал пригодную для ориентирования карту! Ньима понял, что рот мой самостоятельно не закроется, крякнул от смеха, оставил нам карту и пошел спать. На прощание он сказал: «Завтра я вас свожу в дедову комнату».
Утром Ньима зашел к нам в парадном свитере и чистых штанах. Рукой, в которой был зажат огромный железный ключ, он поманил за собой. Оказалось, в доме была одна комната, спрятанная от глаз. Вход в нее был завешен большим пыльным одеялом. Внутри она не казалась тайником – через широкое окно внутрь комнаты лились потоки света. Запертая комната в доме полуграмотного Ньимы и его совершенно неграмотных родителей была библиотекой.
Библиотека деда. В отсеках лежат непереплетенные тибетские буддийские книги
Библиотекой, да еще какой! Дед Ньимы собрал здесь старые тибетские книги, многие были рукописными.
Рукописная книга в переплете
Ньима доставал книги одну за другой, говорит ее название и возраст, давал полистать и ставил обратно. 180, 350, 500 лет. Я не смог удержаться от скепсиса (советское воспитание, что же вы хотите!), стал делать пометки себе в блокнот. Выждал паузу и попросил Ньиму еще раз назвать возраст всех книг. Ньима ни разу не ошибся, а мне стало стыдно. Среди книг попалась одна очень старая книга в переплете. Огромная редкость – и сегодня большинство книг в Тибете не переплетается, а 300 лет назад о переплете книг в Тибете знали единицы.
В углу комнаты аккуратными стопками были сложены гранки для печати лунг-та, «коней ветра» — тибетских молитвенных флагов. Вероятно, дед Ньимы печатал флаги для деревенских.
Мы бы просидели в комнате деда весь день, разбирая его сокровища, но вдруг вихрем влетел Ньима с авоськой огурцов и потянул нас на улицу. «Надо идти смотреть чортен Далай-Ламы! А то уедете, так ничего и не увидите!» — кричал он. Нам казалось, что мы и так увидели немало, но против бульдозера не попрешь.
Мы вышли за край деревни и направились к берегу Салуина. На берегу стояла недостроенная гомпа и чортен, а на другом берегу реки, выше по склону, виднелась побитая временем огромная… летающая тарелка!
Чортен Шестого Далай-ламы
Судя по расстоянию до него, объект был метров 100 в длину. Наверняка естественного происхождения, доработанный руками буддистов до правильных форм.
«В 979 году Шестой Далай-лама проходил здесь в Индию. В его честь был построен этот чортен. Когда он шел здесь, весь чортен был увит желтыми хадаками , и желтые хадаки лежали вдоль всего пути Далай-ламы», — рассказывал Ньима. Шестой Далай-лама жил много позже X века, но здесь прекрасно понимаешь, что это – малозначительные детали. В сознании живущих здесь людей с тех пор этот кусок скалы символизирует непреходящую святость. Это тот храм, в которых не нужно ходить – он всегда здесь, парит в небе над деревней.
«Давай сходим к чортену», — попросили мы Ньиму. «Давайте», — с готовностью согласился он, — «два дня в одну сторону». Здесь Салуин, и этим все сказано. Вот он, чортен, смотрит на нас через великую реку. Но попробуй дойти до него – и не дойдешь.
Ух! Как вы находите силы покидать такие места и двигаться дальше? Не было соблазна остаться общаться, смотреть, понимать — ещё на какое-то неопределённое время, подольше?
Был, был соблазн! И есть. Но что-то вперед толкает, вот ведь странно. И самим хочется разобраться, что!
А вы фотографировали книги? Ну хотя бы самую древнюю? Ведь это бесценный материал. Знай я тибетский, наверное, осталась бы в этой библиотеке жить).
Чаортен бесподобен. Это просто высечено в скале, как барельеф, или туда можно войти? А почему такая форма — как летающая тарелка?
Мы фотографировали книги.
Но на месте нам не разобраться в них — это для домашней работы.
Чортен, вероятнее всего, естественного происхождения, доработан немного буддистами. Это мои домыслы, мы к нему не подходили. До него — два дня пути от деревни, не все местные у него были. Он слишком большого размера, чтобы не быть природным. Возможно, в нем есть вырубленные помещения.
Я еще про огурцы хотела спросить — это тибетский национальный овощ, да? Вас все поголовно исключительно огурцами угощают)
Я бы даже сказал, это национальное достояние! Огромные, вкусные, а растут как сорняки во всех огородах. Особенно нравится, когда идет какой-нибудь паренек мимо чужого огорода, заходит туда, рвет огурец, и дальше уже идет с огурцом. Это в порядке вещей, но мы пока еще не приспособились до такой степени.