318-м до Пемако

Восточно-тибетский тракт, спуск с перевала после Помды.
Восточно-Tибетский тракт, спуск с перевала после Помды.

Восточно-Tибетский тракт – это длинная красивая песня, которую очень хотелось бы пропеть однажды неспешно и вдумчиво. Наверное, лучший способ сделать это сейчас – пройти эту дорогу во всем её многообразии на велосипеде. К огромному сожалению, такая радость доступна, фактически, только для китайцев. Въезд в Тибет из Сычуани в настоящее время полностью закрыт для иностранцев. Даже если он будет открыт вновь, пермит, обязательные машины сопровождения и гиды для такого велопутешествия потребуют огромных денег.

Можно считать, что сейчас недоступно даже то немногое, что ещё пару лет назад могли увидеть удачливые автостопщики, уже и тогда немногочисленные.

Дорога

Движение по Восточно-Тибетскому тракту – это игра, где вольным путешественникам приходится следовать сейчас очень жестким правилам. Кидать кубики, перемещаясь, как повезет, то на 1, то на 6 ходов. Попадешь на клетку «пропустите ход» — будешь пережидать до сумерек или до утра в придорожной расщелине, а то и канаве. С каждым годом в геометрической прогрессии возрастает количество постов и шлагбаумов на дороге, этих синих клеток с надписью «вернитесь на старт по пути следования», во многом равносильной надписи “game over”. Приближаясь к таким клеткам, приходится колдовать над кубиками, ждать нужного времени, искать обходные пути.

Это похоже на бег по эскалатору, едущему в обратную сторону, требует больших усилий, а зазеваешься, сдашься – и окажешься ровно в том месте, где начал, как классический Рассеянный Корнея Чуковского.

Такие игры мало кому по нраву и страшно утомительны, и только большая цель впереди может провести по этому пути, 318-м шоссе на Запад. Хотя даже тогда все ставки будут против.

Трасса 318 и мост через Салуин, уходящий в тоннель в скале
Трасса 318 и мост через Салуин, уходящий в тоннель в скале

Наверное, нужно пояснить, почему приходится писать туманными аллегориями. Мы в Китае, и впереди ещё большой путь и много работы. Мы в Китае, и Орруэловский Большой Брат здесь не кажется бредом параноика.

Да, в Тибет и сейчас ещё можно попасть почти любому, пусть это и будет стоить больших денег. Дело даже не в деньгах. Дело в том, что за любые деньги сюда невозможно просто «купить билет», заплатить за право идти, куда хочешь и как хочешь, священное и неотъемлемое право любого путешественника и исследователя. Деньги купят право находиться в строго очерченных районах, «следовать указанному маршруту». В этот разрешенный маршрут могут войти только известные и утвержденные достопримечательности, любой «шаг в сторону» становится просто невозможным, более того, приравнивается к побегу и может спровоцировать соответствующие меры.

Посещение этого региона предполагает обязательное сопровождение гидом – в каждый день пребывания. Гид будет неустанно находиться рядом и следить за всеми перемещениями, вплоть до посадки в обратный поезд или самолет. Следить, потому что в случае вашего «неправильного» поведения или отклонения от маршрута, наказание ляжет на агентство, организовавшее вам разрешение. И денежный размер этого наказания столь велик, что гарантирует небольшим агентствам банкротство, а гидам потерю работы…

Восточно-тибетский тракт
Восточно-тибетский тракт

…Наутро четвертого дня мы стояли на берегу безымянной для нас горной речки. Вокруг, совсем непривычные по виденному прежде Тибету, серебрились дорожной пылью джунгли: дебри, увитые лианами и висячими лишайниками. В нескольких метрах над нами пылил под колесами грузовиков один из последних не покрытых асфальтом участков Восточно-тибетского тракта. В двухстах метрах к югу от нас безымянный поток впадал в реку По-Цангпо, а 30-ю километрами ниже воды яростной По-Цангпо вливались в Ярлунг-Цангпо, Великую Брахмапутру. Недалеко от этого устья Брахмапутра огибала крутую гору и, радикально меняя свое направление, устремлялась из Тибета на юг, в Индию. За этим Великим Поворотом лежала заповедная земля Пемако.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>