Чувствую, пора закругляться с рассказами про Лхасу. Коротко писать про нее не получается – она многое подарила мне, а потом многое забрала. Напоследок не могу обойти вниманием одну историю, уж очень она ярко стоит перед глазами.
Чамсинг Лхамо – великий и ужасный
В этом году в Тибете мы несколько раз уже встречали изображения одного божества с высунутым языком и кругами вокруг глаз. Оно не похоже ни на мирных будд, сидящих на лотосе, ни на гневных защитников учения, обвешанных человеческими головами. Больше всего оно напоминает аляповатого африканского божка, которому приносят жертвы, опасаясь его вредного характера. Однако в домах тибетцев его портрет часто стоит на самом видном месте. Зовут его Чамсинг Лхамо.
Раньше я никогда не встречал его портретов, и мне захотелось узнать, откуда он взялся и почему стал так популярен. Тибетцы отвечали по-разному, но общий смысл был таков: Чамсинг Лхамо – тибетский Гермес, бог бизнеса. Обеспечивает своим поклонникам удачу в делах и отстаивает их финансовые интересы. Довольно-таки дикая для буддизма идея, и мы решили заехать в храм Чамсинга в Лхасе, где находится эта самая статуя с высунутым языком.
Первое, что поразило нас еще на подъездах к храму – идущий туда поток людей. Такого количества ревностных прихожан мы не встречали ни в одном храме Лхасы. Большинство людей было хорошо одето, многие подъезжали на машинах. Приглядевшись, мы увидели, что половина почитателей Чамсинга Лхамо – китайцы.
Второе, что поразило нас, была огромная куча пустых бутылок из-под китайской водки, наваленная перед входом в храм. Пока мы разглядывали кучу, из дверей нам навстречу выкатилась объемистая телега, полная бутылок. Ею управлял веселый монах в небрежно запахнутом пальтишке правильного буддийского цвета. Рраз! Содержимое телеги с адским звоном посыпалось в кучу.
Мы решили больше ничему не удивляться, а только смотрели во все глаза на торжество буддизма, идущего в ногу со временем. Тяжелые кованые ворота храма были распахнуты настежь – навстречу нескончаемой толпе посетителей. Перед воротами стоял стол, сплошь уставленный одинаковыми литрушками китайской водки. Каждый прихожанин покупал бутылку и брал хадак из кучи рядом. Особо экономные китайцы приносили из дома самогон.
В храме люди с бутылками выстраивались в длинную очередь к статуе Чамсинга свет Лхамо. Статуя находилась в маленькой комнатке с большими окнами, перед входом в комнату бутылки переходили из рук прихожан в руки веселых монахов с блестящими глазами.
Один монах откупоривал бутылки, другой заливал их в бездонную чашу, откуда, благодаря точно рассчитанному наклону, водка переливалась в огромные белые канистры. Спиртовые пары в воздухе достигали такой концентрации, что даже несколько глубоких вдохов радикально улучшали настроение. Понятно, что в этот монастырь слабаков не брали. Только монах с крепкими моральными устоями мог отстоять смену за чашей. Полные канистры увозили куда-то вглубь храма. Конечно, совсем не для того, чтобы наполнить этой водкой другие бутылки и снова выставить их на продажу!
А в храме в это время шла служба. Горели сотни свечей и множество ламп, стояла дорогая торма. Десяток монахов старательно, но нестройно голосили мантры. Прихожане одевали свой хадак на статую (отчего та время от времени скрывалась в желто-белой перине из хадаков), и шли одаривать деньгами голосящих монахов. Они знали, что заслужили успех в бизнесе.
Я не имею тому подтверждений, но мне кажется, что Чамсинг Лхамо – переодетый агент Компартии Китая. Какой, однако, гениальный ход – придумать и распиарить божество, которое приносит удачу в делах! Разве можно придумать что-то более действенное, чтобы немного подвинуть Далай-Ламу с лидирующих позиций? Насколько успешен этот агент, покажет время.
…А перед входом в храм Чамсинга Лхамо сидят два китайских льва, символа величия Срединного Царства. Им в рот вставляют деньги, а на головы вешают шапки, чтобы не входить в храм с покрытой головой.
Опубликована ссылка на статью: Мега Giga или чудо автопанорамы | Шаг в сторону