Мы в Ю-Шу. Одно дело читать про землетрясение, другое – своими глазами увидеть его последствия. Мы проснулись в спальном автобусе, посмотрели в окно – развалины домов до горизонта. Прошло уже больше года, а город еще и четверть не восстановлен. Точнее, он не восстанавливается, а строится заново, строится новый город. Даже в тех домах, что уцелели, почти никто жить не рискует.
Один из уцелевших домов. В нем живут люди.
Подумайте о цифрах, и о людях, которые за ними стоят. Погиб каждый десятый. Каждый второй получил ранения.
Кульки за спиной монаха – трупы людей, погибших при землетрясении. Их заворачивали в первую попавшуюся ткань, и на грузовиках свозили в монастырь, где монахи взяли на себя работу по погребению. Фото с сайта http://www.boston.com
Таким славным городком был Ю-Шу до землетрясения.
Фото с сайта blogs.bootsnall.com
Таким – 15 апреля 2010 года, на следующий день после землетрясения.
Фото с сайта http://www.boston.com
А таким – через пару месяцев. Видите, среди развалин появилось много синих палаток-домиков? С их помощью китайцы спасли жизни тех, кто пережил землетрясение.
Фото с сайта rudenoon.com
Эти синие палатки – не просто кусок ткани, натянутый на металлический каркас. Это гениально спроектированная и прекрасно реализованная конструкция, она разработана специально для высокогорных районов Тибета.
— Да что такого может быть в палатке? У нас такие на рынках стоят! – скажете вы, и ошибетесь.
Эти палатки – многослойные трансформеры, в них не жарко летом и не холодно зимой. Они устойчиво стоят на неровной поверхности, выдерживают любой ветер. Дверь палатки можно превратить в шлюз, вентиляция настраивается под любые условия. Есть даже блок под тибетский «иконостас»!
Но это еще не все. К палаткам разработаны дополнительные элементы, которые могут превращать их в магазины:
Или в кафешки:
Палатки могут стыковаться в группы по несколько штук. В таких конгломератах до сих пор расположены гостиницы Ю-Шу, рабочие столовые и даже автовокзал!
Поедая свою порцию баоцзы в одной из таких кафешек, мы спросили ее хозяина: «Как же вы выживаете в этом кошмаре?» Он влюблено оглядел свою палатку. «Мы пережили зиму и не мерзли. И все здоровы». Мне было зябко даже думать о зиме на 4000 метрах, да еще в палатке. Но вместе с палаткой китайские инженеры разработали разборную печку, которая может работать на дровах, кизяке, мусоре. Тысячи таких печек согревали Ю-Шу холодной тибетской зимой и спасли людей. Именно спасли!
А вот собакам в Ю-Шу непросто дался последний год
Тибетец очень хотел, чтобы мы оценили его палатку. Он сказал: «Теперь все кочевники купили синие палатки. В черных больше не живут». Думаю, это он ввернул для красного словца, но смысл верный: синяя палатка – совершенный универсальный дом. Я бы такую и на даче поставил, и МЧС России ими бы оснастил. У нас тоже бедствия случаются, и холода бывают тоже.
Дома в Ю-Шу тоже строятся, отличные новые дома.
Опубликована ссылка на статью: Мега Giga или чудо автопанорамы | Шаг в сторону