Город Богов многолик, как и сами божества, украшающие его алтари и населяющие его пантеоны. И так же, как в изображениях божеств здесь обязательно прослеживаются определенные каноны и традиции, многообразие людей на улицах Лхасы имеет общие черты, красной линией проходящие через все портреты, связующие этих людей в единое гармоничное целое и создающие уникальное лицо этого города, собирательный образ всего огромного и многоликого Тибета.
Иногда это самая настоящая красная линия – она шелковыми нитями вплетена в волосы тибетцев. Так носят косы жительницы центральных областей, так же носят их и мужчины-кочевники Кхама.
Здесь и другая важная деталь – полосатый тибетский фартук, пангден, сшитый из трех тканых полотнищ, непременная деталь туалета замужней тибетки. Некогда в каждом регионе и даже в каждой отдельной деревне ткались свои пангдены характерных расцветок, теперь они, конечно, производятся массово и цвета каждая женщина выбирает на свой вкус.
Панамы разнообразных форм – это скорее китайское нововведение, но прочно прижившееся и ставшее уже, пожалуй, самым распространенным головным убором в Тибете. (Мне такую панаму подарили в нашем Гулайсианьском заключении, и она здорово помогала не привлекать нежелательного внимания в наших дальнейших перемещениях).
Мужчины предпочитают шляпы: кожаные, замшевые и фетровые, широкополые, лихо заломленные – в лучших ковбойских традициях.
Впрочем, для полноты картины города можно показать и других мужчин в других уборах…
И все-таки этот город в его лицах и деталях по-прежнему можно разглядывать часами. И можно понять тысячи китайских туристов, безостановочно щелкающих затворами своих огромных зеркалок и простенькими камерами сотовых телефонов. Лхаса невероятно фотогенична.
Окно дома в центре Лхасы – с характерным карнизом и цветочными ящиками.
Палатки с коврами и овечьими шкурами на рынке Баркора.
В больших каменных курительницах (sangkang) возле храмов неустанно возжигаются веточки можжевельника, умиротворяющие неспокойных духов Города Богов.
Традиционно уложенный сноп ячменя в поле у монастыря Папонгка – тихое и малопосещаемое китайскими туристами место в двух шагах от Лхасы.
Монастырь Папонгка, один из старейших монастырей Лхасы, ровесник Джоканга. По легенде, именно в этом благословенном месте Самбхота создал тибетский алфавит.
Молитвенные барабаны у Поталы
Школьники Лхасы
Монах на площади Баркора
Обязательный атрибут паломников Лхасы – а каждый приезжающий сюда тибетец в первую очередь паломник – четки. Буддийские четки состоят обычно из 108 бусин и служат для отсчета читаемых мантр – они позволяют владельцу концентрироваться на значении или звуке мантры, а не на подсчета их количества. Материал четок может быть очень разным – можжевельник, янтарь, кость, семена бодхи – и в каждом случае четки будут служить разным целям.
Ночь в Джоканге. Монастырь включен в список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО в рамках комплекса «Исторический ансамбль дворца Потала».
А что за сеть разноцветных веревок уходит от Папонгка? На фото не смогла разглядеть, что это.
Да, тибетский фартук пока не придумала куда надевать). Но обязательно придумаю!
Это «кони ветра», Оля, молитвенные флаги)
на работу — тибетки так и делают!
и дети порадуются)
Опубликована ссылка на статью: Мега Giga или чудо автопанорамы | Шаг в сторону