Манипур и его обитатели
Стоит только преодолеть пыльную завесу въездных дорог, посты, проверки и первый шок от постоянных встреч с вооруженными людьми (большей частью, вежливыми и дружелюбными) и отказаться от попыток следовать рекомендациям для туристов (их всего две: не покидайте «безопасную» столицу и посетите озеро Локтак, проследовав для этого на автомобиле по охраняемой трассе), как Манипур из dustbinа превращается в интереснейшее место. Главный секрет – не оказываться на трассах в сумерках и темноте, когда первый же встречный патруль вежливо, но твердо изыщет возможность отправить вас назад в Имфал – «исключительно ради вашей безопасности».
В сердце Манипура, где уже не жгут грузовики и пыль закатана под асфальт, довольно спокойно. Это можно назвать вооруженным миром – у всех сторон: правительства, повстанцев, народного ополчения хватает оружия и ума, чтобы не начинать его использовать. Трудно судить по нескольким проведенным здесь дням, но такое сложилось ощущение. Население привыкло к военному присутствию и почти не замечает его. Экономические блокады тоже на удивление мало сказываются на жизни обычных людей – только бензин и газовые баллоны очень дорогие, жалуются все. Но машин на дорогах меньше не становится. И такая есть ещё особенность – племена не доверяют друг другу и рассказывают небылицы о тех, кто живет в соседней деревне: «Наши-то вам помогут, а к соседям не суйтесь! Дикари-с!»
При таком оживленном трафике трудно поверить, что цена бензина доходит до 200 рупий за литр – это 130 рублей. Но на волов пересаживаться не хочет почти никто.
Глобально, Манипур состоит из двух миров, населенных совершенно разными людьми. Первые – это люди равнин, мейтеи. Их называют также манипури, ибо они составляют основное население штата. Вторые – это люди холмов, многочисленные племенные народы: куки, зоу, пайте, хмар и другие. Одних только нага здесь восемь разных кланов со своими языками и традициями (всего их более 30 – в Манипуре, Нагаленде, Аруначале и Бирме).
Мейтеи – древнейший народ воинов и земледельцев, имеющий длиннейшую историю государственности и записанную (!) хронологию, восходящую к королю Нингту Кангба — 15-му веку до нашей эры (только подумайте, это бронзовый век, времена правления Хатшепсут в Египте, расцвета крито-микенской культуры!) Только в конце 19 века пришли войной англичане, разбили манипурские войска в битве при Кхонджоме (Khongjom) и Манипур потерял удерживавшийся 35 веков суверенитет.
У мейтеев была древняя религия – санамахи, согласно которой, бог Солнца, Саннамахи (Sannamahi), создал землю и все сущее, а управлять этим добром был послан драконоподобный бог Пакхангба (Pakhangba). По некоторым легендам от него и произошли мейтеи.
К 18 веку нашей эры в Манипуре распространился индуизм, слился с местной религией, божества стали трансформироваться в индуистских, и Пакхангба превратился в Великого нага, аналог Ананта-Шеши – бесконечного и неизменного змея, в кольцах которого отдыхает бог Вишну. Его символ в виде кусающей себя за хвост змеи часто можно встретить в Манипуре.
Вот он, хитросплетенный манипурский Уроборос, Пакхангба
А так выглядит посвященный ему храм
Трудно сказать, что сохранилось от древнейшей культуры, но строят мейтеи с королевским размахом. Этот храм находится в небольшой деревушке, в нескольких десятках километров от Имфала. На другом конце той же деревни стоит совершенно невообразимое для этой местности сооружение – мы чуть с велосипедов не попадали:
Циклопических размеров кинотеатр «Мачусинема», смесь диснейлендовского замка и дворца, построенного джином из лампы. Почему? Для кого?? Только эхо было нам ответом – ворота заперты и вокруг ни души…
Вдоль дорог на полях трудятся крестьяне. Приезжают на рабочее место на машинах и мотоциклах, а работают по старинке. Вот, например, классическое применение русского народного способа, прямо по Ожегову: «веять – очищать (обмолоченное зерно) от мякины и сора, подбрасывая его деревянной лопатой в направлении против ветра». И деревянная лопата в наличии. Только мейтеи сами создают ветер плетеными циновками. Что получается, не вполне понятно, поскольку машут они со всех сторон одновременно. Но выглядит красиво – как танец.
Кислый школьник едет учиться в соседнюю деревню на крыше желтого школьного автобуса.
При желании, можно, найти и обещанную манипурскую «помойку»
На дороге среди идиллических пейзажей время от времени напоминают, что вы в неспокойном Манипуре
«Профилактический» пост. На таких никого обычно не бывает, но время от времени они применяются по назначению; рядом иногда можно встретить выложенный цементными мешками дот
И, разумеется, встречаются военные формирования всех мастей. Вот, например, бронированная Тата CRPF – Central Reserve Police Force, одного из восьми подразделений вооруженных полицейских сил Индии. Главная задача этого подразделения – усмирение повстанцев. Они и присутствуют только в бунтующих штатах.
Штаб квартира 109-го батальона вооруженных полицейских сил по борьбе с мятежниками
Неожиданно для нас, CRPF занимается и совсем нехарактерной для вооруженных сил «зеленой» деятельностью:
Присоединяйся к нам в деле защиты Земли и озеленения места, где мы живем. Даешь обязательство посадить дерево и сделать Манипур ещё более зеленым! – призывают командир и весь личный состав батальона 109, Центральных резервных полицейских сил Индии, Манипур. Нам бы такие силы!
А есть и такие военные, они играют в свадебных оркестрах. Тоже прекрасно!
…Но это все на равнине, а нас, разумеется, тянет в холмы, к нагам. Информации нет никакой, только карты и снимки. После выдворения нас в Имфал Сашка погружается в недра навигационной системы и через пару часов выдает простой и гениальный план маршрута. Следующим же утром мы стремительно выбрасываемся из города, выжимаем педали вверх, в первые гряды холмов и, не снижая скорости, сворачиваем на мелкую проселочную дорогу. Через пару часов мы в Тайе – и это деревня тангкульских нага.
Первым же человеком, прибежавшим к нам, был школьный учитель, Асо. Англоговорящие школьные учителя северо-востока Индии – благословение для путешественников. Это наша первая «финка», которая отправит нас к «лапландке» из следующей тангкульской деревни; мы начинаем учить язык, записываем названия деревень, расспрашиваем про обстановку и военных. В Тайе свое ополчение.
Народное деревенское ополчение носит ружья на гламурном ремне от ‘Версаcе’
Мы ожидали попасть в глушь, в деревню, а ведем интеллигентные беседы в чайной (да, в Тайе есть чайная!), а во дворе играют в шахматы дети.
Рома расспрашивает местного политика
Трудно представить себе такую картину в холмах Аруначала
Асо и мне предлагает партию — в «китайские шашки». И дважды громит меня с большим преимуществом…
Вот вам и дикие племена, головорезы, охотники и повстанцы. То ли будет дальше!