Морунги, кхели и логдрамы

Туда, где кончается Радуга, 2011-2012.

Череп, вырезанный на одной из опор нагского дома холостяков

В наших статьях про Северо-Восточную Индию мы уже писали про многие живущие там народы – про ниши, сулунгов, тагинов, кхаси, мейтеев и нага. Мы рассказывали про их смешные имена, необычный внешний вид, дома на ножках, про их религию и отношения с соседями, иногда очень непростые. Мне казалось, что мы пишем про другую вселенную, но читатели мне возразили. «Твои ниши и нага – такие же люди, как мы. Все отличия – исключительно поверхностные. Да, они ходят босиком по джунглям и кое-где еще стреляют из лука. Но посмотри на деревню где-нибудь в российской глубинке. Там тоже люди живут очень просто, почти натуральным хозяйством».

Нага — такие же, как и мы. Same same. But different.

В чем-то я могу согласиться с такой постановкой вопроса, а в чем-то – нет. Нельзя сказать, что Народы Северо-Востока Индии – те же русские крестьяне, только живущие в теплом климате и на пересеченной местности, и говорящие на другом языке. У этих людей – иная система оценок и ценностей, другое мировоззрение, сформированное их национальной традицией. Я попробую убедить в этом наших читателей настоящей статьей. Раз уж мы находимся в гостях у народа коньяк нага, то и рассказ пойдет про него.

Деревня коньяков из космоса

С высоты полета спутника деревня коньяков выглядит, как группа домов, плотно и довольно беспорядочно выстроенных на вершине холма. Но в деревне есть один порядок, который никогда и никем не может быть нарушен. Каждый дом деревни, каждый ее житель принадлежит к одному родовому кластеру, т.н. кхелю. Кхель состоит из одного или несколько близких по крови родов. Род, в свою очередь, включает в себя всех кровных родственников, живущих в деревне, и не включает родственников брачных. Для коньяков род и кхель важнее, чем т.н. малая семья – отец, мать, братья и сестры. Кхель диктует человеку с кем дружить, а с кем враждовать, на ком жениться, а чьей головой украшать крыльцо. Про голову – не метафора. Еще в середине XX века обыкновенным делом были войны между кхелями одной деревни. Война была не столько методом передела имущества (земли для ведения сельского хозяйства хватало всем, а личного имущества у нага почти никакого не было), сколько вопросом престижа. Чтобы заслужить уважение рода, мужчина должен был вывесить над дверью голову воина из соперничающего кхеля. Причем в открытом бою не было необходимости – гораздо чаще головы добывались из засады. Выше, чем мужские, ценились женские головы – если смог добыть голову женщины, значит, пробрался в дом врага, в его крепость. Охота за головами и частые войны служили регулятором численности населения деревень нага, что позволило им сотни лет избегать дефицита земли и поддерживать свою систему хозяйствования.

Нага стараются идти в ногу со временем и следовать принципам гуманизма. Человеческие черепа в их домах уступили место черепам обезьян и подвескам, изображающим человеческие головы.

Кхели и родовые союзы нага накладывают множество ограничений на своих членов. Например, одно из важнейших табу у коньяков – запрет на брак внутри кхеля, то есть кхели коньяков – строго экзогамны. Такие брачные ограничения существуют у многих малочисленных народов и необходимы для того, чтобы избежать вырождения рода. У коньяков была не очень распространена, но вполне обычна ситуация, когда мужчина сначала добывал голову члена другого кхеля, а потом брал оттуда же жену. Потенциальные проблемы с родственниками жены улаживались подарком в виде митуна или коровы. После женитьбы жена оставалась членом своего кхеля, а муж своего. Их дети становились членами кхеля отца. В языке коньяков фразы «сменить кхель», «стать членом другого кхеля» лишены смысла.

Морунг — нагский дом холостяков

Как же поддерживаются, как сохраняются в неизменности эти неписанные законы на протяжении сотен лет? Для этого нага создали специальный институт, морунг. В каждой коньякской деревне есть один или несколько домов, не похожих на остальные. Такой дом больше обычного, фасад его украшен резными фигурами, а перед входом лежит полый ствол гигантского дерева с прорезанной в верхней части длинной щелью. Этот дом коньяки называют морунг, что значит «дом холостяков». У каждого кхеля деревни есть свой морунг, туда переселяются из родительского дома мальчики в возрасте 7-8 лет. Роль морунга в социальной жизни коньяков огромна – он превращает детей в полноценных членов нагской общины. В морунге наставники учат мальчиков кхеля обращению с оружием, занимаются их религиозным и сексуальным воспитанием (у нага в порядке вещей считаются добрачные половые связи; девушки могут приходить в морунг и оставаться там на ночь). Молодые нага вместе возделывают поля, расчищают джунгли, вырубают и доставляют в деревню гигантский логдрам (Логдрам – полый древесный ствол с продольным отверстием – вероятно, самый большой музыкальный инструмент в мире. На нем играют одновременно много человек – босыми ступнями или специальными колотушками. Перед каждым морунгом обязательно лежит логдрам, на мальчиках и мужчинах морунга лежит обязанность оповещать с его помощью деревню обо всех важных событиях. Доставка чрезвычайно тяжелого ствола для логдрама из джунглей является одной из фаз инициации молодых нага).

Логдрам — самый большой музыкальный инструмент в мире

Морунг должен привить мальчикам доминанту кровного родства, сплотить и спаять кхель. Сами нага называют морунги центрами и основой жизни деревни. Помимо функции училища жизни, морунг часто выполняет роль сокровищницы кхеля – в нем хранятся защищающие деревню камни-талисманы, а раньше в специальном отделении хранились самые ценные добытые кхелем головы.

В наше время охота за головами запрещена и уже почти забыта. Но община коньяков по-прежнему разделена на кхели, а кровное родство по-прежнему определяет любой шаг в жизни человека из племени коньяк нага. Вы можете прийти в их дом, принять их гостеприимство, даже почувствовать здесь себя немного своим. Но вам пришлось бы приложить огромные усилия, чтобы действительно стать своим в этой жизни.

В морунге. Старшие нага наставляют молодежь.

3 комментариев на Морунги, кхели и логдрамы

  1. Опубликована ссылка на статью: За звание самого большого музыкального инструмента соперничают орган и логдрам | qp Пицца За звание самого большого музыкального инструмен

Добавить комментарий для Александр Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *