Юньнань, заоблачный юг, провинция на далеком Юго-Западе Китая, покрытая горами и живописными холмами с возделанными террасами кукурузы, риса и чая. Древняя история, сохранившаяся в домиках с черепичными крышами, поросшими травой, в старых мостовых и храмах, вокруг которых, конечно, уже вовсю бурлит современная индустриальная жизнь; красивая природа и очень мягкий, умеренно-тропический климат (Юньнань находится на широте Тропика Рака), влекут сюда огромное количество туристов, и китайских, и иностранных.
Цветущий лотос
Лотки торговцев фруктами
Куньмин, город вечной весны, где средняя температура летом не выше 25, а зимой не ниже 10 градусов Цельсия наводнен фруктами и цветами. Пожалуй, самое приятное, что есть в городе – большие парки, с прудами, заросшими лотосами, лабиринтами мостиков и островов. По выходным в парке собирается огромное количество самодеятельных музыкантов – и негромко, для себя, играют народную и классическую музыку, горожане собираются в группы и танцуют, бабушки приходят полюбоваться лотосами.
Художественная самодеятельность
Карамельное искусство — леденцы ручной работы
После долгого выбора, проверок и подгонок покупаем на велорынке аппараты китайской марки Battle – 3250 RMB за пару (это примерно 500$; самые популярные у китайских путешественников велосипеды – Merida и Giant, но у них хорошие модели с нужной нам комплектацией стоят несколько дороже). Большая проблема для Саши – размер рамы. Рам больше 19” в Китае найти, кажется, просто невозможно (как и обуви больше 42 размера). Мне гораздо проще – в Китае даже куртки и треккинговые носки продаются единого небольшого размера – как раз моего.
Переобувание
Наедине с велосипедом город открывается с новой стороны. В него погружаешься, и он разворачивается совсем другими перспективами и фасадами. Движение на дорогах абсолютно хаотичное, присутствие светофоров номинально, дорожные знаки и зебры – декоративные элементы, однако чувствуешь себя комфортно и безопасно. Люди просто не ездят слишком быстро. Необычное ощущение – бесшумность потока транспорта. Тысячи и тысячи скутеров, беззвучными стадами проносятся мимо, слышны только крики торговцев, мелодии мобильных телефонов: все ездят на электрических двигателях.
Из Куньмина мы выдвигаемся в Дали, по легендарной дороге Burma road, достойной отдельного рассказа, ибо эта дорога будет ещё красной линией проходить через наше путешествие, Burma road, выходящая из Куньмина в Мьянму, и её продолжение, Ledo road, серпантином идущее через непроходимые джунгли из бирманской Мьичины в индийский Ледо. Построенная большой кровью дорога, соединяющая три страны, разделенные сейчас непроницаемыми границами, Китай, Бирму и Индию, все три района интереса нашей экспедиции.
Озеро Эрхай
И вот мы в Дали, на самом берегу огромного озера Эр-хай, в маленькой деревне у пирса, деревне белых домов, расписанных тушью; выгнутых кровель, бушпритами уплывающих в небо, цветущих бугенвиллий. Идеальное место, чтобы на пару дней выключиться из ритма больших городов, замереть и подготовиться к большому и сложному броску.
Традиционные мотивы в росписи домов Дали
Гораздо более известен и популярен старый Дали. Город узких улочек, старой черепицы и дерева, баров, набитых европейцами, больших китайских экскурсионных групп, сувениров, мостовых.
Дали — Старый город
Полузабытое искусство агитплакатов
Юньнань считается одной из самых этнически разнообразных провинций Китая. По данным статистики, около 30% населения Юньнани – различные этнические меньшинства – народы Баи, Йи, Да. (В Китае, где более 90% населения принадлежат к одной группе – ханьцы, все остальные этносы, даже те, количество которых исчисляется миллионами – тибетцы, уйгуры, автоматически становятся меньшинствами и растворяются в рядах большинства).
Продавец хорошей музыки
И здесь действительно можно встретить очень интересные лица, наряды, обычаи. Хотя, к сожалению, большинство сейчас уже четко ориентировано на туристов, для них устраиваются народные песни и пляски, готовятся национальные блюда, за деньги можно пожить в показательной национальной семье в потемкинской деревне.
Гиды в национальной одежде Баи водят по городу многочисленные группы китайских туристов
Старый житель Дали
Нам интересно найти что-то живое, сохранившееся, людей, которые живут другой жизнью вдалеке – пока вдалеке – от больших дорог. И завтра мы поедем бирманской дорогой дальше на Запад, к Салуину – и стартуем велосипедами вверх по его течению, в сторону все более высоких гор и все более глухих деревень.
Что сразу бросилось в глаза.
1) Юньнань — так правильно пишется название провинции. С мягким знаком в конце первого слога.
2) Эрхай — «озеро в форме уха». Числительное «два» тут вообще никаким боком не присутствует.
Спасибо, Арсений, поправили. Интересно, что версию про два океана придумали вовсе не мы. Она была написана китайцами в нашем хостеле на английском языке. Ну ладно мы, но они-то могли бы посмотреть на иероглифы!
«Многочисленные группы китайских туристов…» — а иностранцы там бывают (ну, кроме вас)? Я до твоих писем о Дали как о туристическом центре и не слышала. А китайцы действительно такие заядлые туристы?
Фрукты на фото выглядят очень привлекательно… Что из съеденного понравилось больше всего?;)
Дали — совсем туристическое место, там иностранцев полно. В любом путеводителе по Китаю про него написано. Только иностранцы ходят обычно малыми группами, а китайцы — большими толпами.
Последние годы в Китае — бум внутреннего туризма. И все больше людей начинает путешествовать индивидуально. Думаю, внутренний туризм в Китае дает родине оборот во много раз больших, чем приезжающие туристы-иностранцы.